1.2. Проблема смысла :: vuzlib.su

1.2. Проблема смысла :: vuzlib.su

72
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1.2. Проблема смысла

.

1.2. Проблема смысла

Смысл (значение), по словам С. Лема, «сущее бед­ствие» лингвистов,
логиков, психологов, философов. Проблема смысла — бурный эпицентр многовековых
спо­ров идеалистов и материалистов, поскольку «смысл» — псевдоним философской
категории «идеальное». Беда в том, что смыслы обнаруживаются не только в
продуктах умственной деятельности людей, например, в психичес­кой или
социальной коммуникации, но и в материальных культурных ценностях (утварь,
машины, украшения и пр.). Некоторые особенно чуткие натуры видят осмыслен­ность
в природных явлениях, не зря же Ф. И. Тютчев за­верил:

Не то, что мните вы, природа.

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Известно, что люди могут общаться не только с подоб­ными
себе одушевленными субъектами, но и с Богом, с Природой, с компьютерными
сетями, и это общение не бессмысленно. Стало быть, источниками смыслов, т. е.
коммуникантами в смысловой коммуникации, могут быть не только социализированные
личности, владеющие уст­ной и письменной речью, и мы не можем не учитывать этот
факт.

Проблема смысла, как и проблема идеального, не ре­шена в
современной науке и философии. Это — terra incognita нашего познания. В нашу
задачу не входит осво­ение этой «неведомой земли», но без некоторых ее «дос­топримечательностей»
обойтись нельзя. Не будем стре­миться к ответу на вопрос: «что такое смысл
вообще?» и не будем уточнять смыслы, скрытые в небесной механи­ке, системе
кровообращения и моделях атома. Нас инте­ресуют те смыслы, которые содержатся в
социально-коммуникационных соотношениях.

В целесообразной, а не хаотичной социальной комму­никации
коммуниканты и реципиенты осознанно пресле­дуют три цели:

• познавательную — распространение (коммуникант) или
приобретение (реципиент) новых знаний или умений;

• побудительную — стимулирование других людей к каким-либо
действиям или получение нужных стимулов;

• экспрессивную — выражение или обретение опреде­ленных
переживаний, эмоций.

Для достижения этих целей содержание коммуника­ционных
сообщений должно включать: знания и умения (коммуникант нечто знает или умеет и
может поделиться этим опытом с другими людьми); стимулы (волевые воз­действия,
побуждающие к активности); эмоции (комму­никанту важно эмоционально
«разрядиться», получить сочувствие, а реципиент ищет положительных эмоций и
душевного комфорта). Именно эти продукты духовной человеческой деятельности мы
называем смыслами. Ког­да речь идет о социальной коммуникации, имеется в виду
движение в социальном пространстве и времени знаний, умений, стимулов, эмоций.

Строго говоря, сведение результатов духовной дея­тельности
всего лишь к четырем идеальным продуктам является огрублением и принимается
нами условно. По­этому сделаем два примечания:

1. В понятие «знание» мы включаем не только санк­ционированные
разумом факты и концепции, но и интуи­тивно принимаемые ценностные ориентации,
идеалы, убеждения и предметы веры, ибо человек знает об их су­ществовании в
своем сознании. В понятие «умение» вхо­дят нормы, навыки, методы, приемы,
привычки, бессозна­тельные установки, определяющие действия человека в той или
иной ситуации. Короче говоря, знание — то, что человек думает (содержание
мышления), а умение — то, как человек действует. Принципиальная разница между
знанием и умением та, что знание можно сообщить устно или письменно, а умение
нужно показать, продемонстри­ровать, ибо описание всегда будет неполным.

2. Нужно отдавать себе отчет в существовании гибрид­ных,
промежуточных смыслов. Идеалы, убеждения, пред­меты веры — это синтез
рационального, эмоционального и волевого начала; они не только признаются разумом
«наилучшими», но и чувственно переживаются и способ­ны побуждать к действию.
Аналогично нормы и методы представляют собой «инструментальное знание» и не впи­сываются
полностью в категорию «умения».

Начальным источником знаний, умений, стимулов, эмоций является
индивидуальная психика, где эти сти­мулы зарождаются и движутся в психическом
времени и пространстве (коммуникацию с Богом и Природой оставим в стороне). Для
того, чтобы началась социальная коммуни­кация, коммуникант должен опредметить,
овеществить свои смыслы, т. е. воплотить их в содержании коммуни­кационного
сообщения. Коммуникационное сообщение движется в материальном пространстве и
времени, дости­гая в конце концов своего реципиента. Для того, чтобы
завершилась социальная коммуникация, реципиенту нуж­но распредметить смысловое
содержание сообщения, т. е. понять его и включить понятые смыслы в свою
психику, точнее — в индивидуальную память.

Социальная коммуникация оказывается весьма слож­ным
процессом, где происходят операции опредмечивания и распредмечивания смыслов и
переход смыслов из психического хронотопа в материальный хронотоп и снова в
психический хронотоп. Нам нет необходимости деталь­но прослеживать эти
преобразования, тем более, что меха­низм их известен весьма схематично. Отметим
очевидное. Смыслы, которыми владеет коммуникант, могут «опредметиться» двояко:
во-первых, в виде коммуникационных сообщений (речь, письмо, рисунок);
во-вторых, в виде утилитарных изделий (орудия, оружие, одежда, жили­ща), где
также воплощены знания и умения человека. Ре­ципиент может использовать для
постижения смыслов оба вида сообщений, и в обоих случаях есть свои проблемы.
Казалось бы, предпочтительнее иметь дело с уст­ным или письменным посланием на
знакомом естествен­ном языке, специально предназначенном для восприя­тия его
данным реципиентом. Ведь смыслы, воплощенные в изделиях, нужно уметь извлечь,
раскодировать и осмыс­лить, что, по-видимому, сложнее чтения текста на родном
языке. Однако и в последнем случае адекватное понима­ние проблематично.
Познакомимся теперь с проблемой понимания.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ