ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
1.2. Проблема смысла
.
1.2. Проблема смысла
Смысл (значение), по словам С. Лема, «сущее бедствие» лингвистов,
логиков, психологов, философов. Проблема смысла — бурный эпицентр многовековых
споров идеалистов и материалистов, поскольку «смысл» — псевдоним философской
категории «идеальное». Беда в том, что смыслы обнаруживаются не только в
продуктах умственной деятельности людей, например, в психической или
социальной коммуникации, но и в материальных культурных ценностях (утварь,
машины, украшения и пр.). Некоторые особенно чуткие натуры видят осмысленность
в природных явлениях, не зря же Ф. И. Тютчев заверил:
Не то, что мните вы, природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Известно, что люди могут общаться не только с подобными
себе одушевленными субъектами, но и с Богом, с Природой, с компьютерными
сетями, и это общение не бессмысленно. Стало быть, источниками смыслов, т. е.
коммуникантами в смысловой коммуникации, могут быть не только социализированные
личности, владеющие устной и письменной речью, и мы не можем не учитывать этот
факт.
Проблема смысла, как и проблема идеального, не решена в
современной науке и философии. Это — terra incognita нашего познания. В нашу
задачу не входит освоение этой «неведомой земли», но без некоторых ее «достопримечательностей»
обойтись нельзя. Не будем стремиться к ответу на вопрос: «что такое смысл
вообще?» и не будем уточнять смыслы, скрытые в небесной механике, системе
кровообращения и моделях атома. Нас интересуют те смыслы, которые содержатся в
социально-коммуникационных соотношениях.
В целесообразной, а не хаотичной социальной коммуникации
коммуниканты и реципиенты осознанно преследуют три цели:
• познавательную — распространение (коммуникант) или
приобретение (реципиент) новых знаний или умений;
• побудительную — стимулирование других людей к каким-либо
действиям или получение нужных стимулов;
• экспрессивную — выражение или обретение определенных
переживаний, эмоций.
Для достижения этих целей содержание коммуникационных
сообщений должно включать: знания и умения (коммуникант нечто знает или умеет и
может поделиться этим опытом с другими людьми); стимулы (волевые воздействия,
побуждающие к активности); эмоции (коммуниканту важно эмоционально
«разрядиться», получить сочувствие, а реципиент ищет положительных эмоций и
душевного комфорта). Именно эти продукты духовной человеческой деятельности мы
называем смыслами. Когда речь идет о социальной коммуникации, имеется в виду
движение в социальном пространстве и времени знаний, умений, стимулов, эмоций.
Строго говоря, сведение результатов духовной деятельности
всего лишь к четырем идеальным продуктам является огрублением и принимается
нами условно. Поэтому сделаем два примечания:
1. В понятие «знание» мы включаем не только санкционированные
разумом факты и концепции, но и интуитивно принимаемые ценностные ориентации,
идеалы, убеждения и предметы веры, ибо человек знает об их существовании в
своем сознании. В понятие «умение» входят нормы, навыки, методы, приемы,
привычки, бессознательные установки, определяющие действия человека в той или
иной ситуации. Короче говоря, знание — то, что человек думает (содержание
мышления), а умение — то, как человек действует. Принципиальная разница между
знанием и умением та, что знание можно сообщить устно или письменно, а умение
нужно показать, продемонстрировать, ибо описание всегда будет неполным.
2. Нужно отдавать себе отчет в существовании гибридных,
промежуточных смыслов. Идеалы, убеждения, предметы веры — это синтез
рационального, эмоционального и волевого начала; они не только признаются разумом
«наилучшими», но и чувственно переживаются и способны побуждать к действию.
Аналогично нормы и методы представляют собой «инструментальное знание» и не вписываются
полностью в категорию «умения».
Начальным источником знаний, умений, стимулов, эмоций является
индивидуальная психика, где эти стимулы зарождаются и движутся в психическом
времени и пространстве (коммуникацию с Богом и Природой оставим в стороне). Для
того, чтобы началась социальная коммуникация, коммуникант должен опредметить,
овеществить свои смыслы, т. е. воплотить их в содержании коммуникационного
сообщения. Коммуникационное сообщение движется в материальном пространстве и
времени, достигая в конце концов своего реципиента. Для того, чтобы
завершилась социальная коммуникация, реципиенту нужно распредметить смысловое
содержание сообщения, т. е. понять его и включить понятые смыслы в свою
психику, точнее — в индивидуальную память.
Социальная коммуникация оказывается весьма сложным
процессом, где происходят операции опредмечивания и распредмечивания смыслов и
переход смыслов из психического хронотопа в материальный хронотоп и снова в
психический хронотоп. Нам нет необходимости детально прослеживать эти
преобразования, тем более, что механизм их известен весьма схематично. Отметим
очевидное. Смыслы, которыми владеет коммуникант, могут «опредметиться» двояко:
во-первых, в виде коммуникационных сообщений (речь, письмо, рисунок);
во-вторых, в виде утилитарных изделий (орудия, оружие, одежда, жилища), где
также воплощены знания и умения человека. Реципиент может использовать для
постижения смыслов оба вида сообщений, и в обоих случаях есть свои проблемы.
Казалось бы, предпочтительнее иметь дело с устным или письменным посланием на
знакомом естественном языке, специально предназначенном для восприятия его
данным реципиентом. Ведь смыслы, воплощенные в изделиях, нужно уметь извлечь,
раскодировать и осмыслить, что, по-видимому, сложнее чтения текста на родном
языке. Однако и в последнем случае адекватное понимание проблематично.
Познакомимся теперь с проблемой понимания.
.