1.4. Социальное пространство и время :: vuzlib.su

1.4. Социальное пространство и время :: vuzlib.su

38
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1.4. Социальное пространство и время

.

1.4. Социальное пространство и время

Как уже отмечалось, существуют разные хронотопы
(пространственно-временные координаты), и нужно по­яснить, почему для
социальной коммуникации нами выб­ран социальный хронотоп, а не материальное
трехмерное пространство и астрономическое время. Ведь члены об­щества обитают в
географическом пространстве трех из­мерений и время отсчитывают согласно
календарям, со­гласованным с движением небесных светил. Зачем пона­добилось из
осязаемого и привычного материального хронотопа удаляться в умозрительный
хронотоп, где нет ни линейных мер, ни обыкновенных часов?

Во всем виновата идеальная природа смыслов, кото­рыми
оперирует социальная коммуникация. Если бы речь шла о технической коммуникации,
т. е. о передаче сооб­щений, сигналов, текстов, вообще — объектов, имеющих
материально предъявленную форму, обращение к много­мерным хронотопам было бы
неуместно. Смыслы же при­надлежат не материальной, а идеальной реальности, по­этому
их движение нельзя проследить в земной атмосфе­ре или измерить сверхточным
хронометром. Его нужно фиксировать идеальными, а не материальными инстру­ментами.
Такими «идеальными инструментами» служат понятия социальное пространство и
социальное время.

Социальное пространство — это интуитивно ощуща­емая людьми
система социальных отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и
разнооб­разны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т.
д., поэтому социальное пространство долж­но быть многомерным. Когда говорят,
что человек «пошел вверх» или «опустился на дно жизни», имеется в виду со­циальное
пространство.

Распространение смыслов в социальном пространстве означает
восприятие их людьми, находящимися в опре­деленных социальных отношениях с
коммуникантом. Коммуникант никогда не ставит целью передать сообще­ние из
пункта А в пункт В; ему важно, чтобы смысл сообщения дошел до социально
связанных с ним людей и был ими правильно понят. В противном случае получается
несмысловое взаимодействие, социальной коммуникации нет. Так, читательское назначение
книги есть ее социально-коммуникационный адрес, а почтовый адрес, по которо­му
переслали книгу, — материально-пространственные координаты читателя.

Социальное время — это интуитивное ощущение те­чения
социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от
интенсивности социальных из­менений. Если в обществе изменений мало, социальное
время течет медленно; если изменений много, время уско­ряет свой ход. Согласно
«социальным часам», десятиле­тия застоя равны году революционной перестройки.

Социальные смыслы (знания, эмоции, стимулы) об­ладают
свойством старения, т. е. утрачивают ценность со временем. Но только не с
календарно-астрономическим временем, измеряемым сутками, годами, веками, а с
соци­альным временем, измеряемым скоростью общественных преобразований. Смыслы
устаревают потому, что появ­ляются новые, более актуальные смыслы,
завладевающие вниманием общества. Поэтому одни смыслы, например математические
теоремы, сохраняют свою ценность веками, а другие, например прогнозы погоды на
завтра, после­завтра, никого не интересуют. Движение смыслов в соци­альном
времени — это длительность сохранения смысла­ми своей ценности.

Изучать социальную коммуникацию как движение смыслов в
социальном пространстве и времени это зна­чит изучать, как знания, умения,
эмоции, стимулы дохо­дят до реципиентов и понимаются ими, а также как долго эти
смыслы сохраняют свою ценность для общества.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ