2.1. Коммуникационные действия и их формы :: vuzlib.su

2.1. Коммуникационные действия и их формы :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2.1. Коммуникационные действия и их формы

.

2.1. Коммуникационные действия и их формы

Коммуникационную деятельность мы определили как движение
смыслов в социальном пространстве. Элементарная схема коммуникации (рис. 1.1)
соответствует ком­муникационной деятельности, точнее — не деятельности в целом,
а элементарной ее части — коммуникационному действию. Коммуникационное действие
— завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены
участников коммуникации. Субъектами, всту­пившими в коммуникацию, могут
преследоваться три цели: во-первых, реципиент желает получить от коммуниканта
некоторые привлекательные для него смыслы; во-вторых, коммуникант желает
сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего;
в-третьих, и коммуникант, и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью
обмена какими-то смыслами. Соответственно возможны три формы коммуникацион­ного
действия.

1. Подражание ― одна из древнейших форм передачи
смыслов, используемая высшими животными и птицами; недаром некоторые ученые
считали источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается
воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок  коммуниканта.
Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным).
Произвольное подражание (имитация) используется при  школьном обучении,
овладении технологиями, мастерством. Непроизвольное подражание — главный метод
первичной социализации детей дошкольного возраста.

В общественной жизни посредством подражания про­исходит
распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем,
благодаря подражанию, из по­коления к поколению передаются традиции, обычаи,
сте­реотипы поведения. Недаром в «Поучении Мерикара», памятнике египетской
письменности XXII—XXIII вв. до н. э. сказано: «Подражай отцам своим и предкам
своим». Мож­но сказать, что подражание — один из способов существо­вания живой
социальной памяти.

Э. Фромм среди специфически человеческих социаль­но-культурных
потребностей отмечал стремление к упо­доблению, поиску объекта поклонения,
отождествлению себя с кем-то более сильным, умным, красивым. В детстве дети
уподобляют себя родителям, во взрослом состоянии — литературным героям,
спортсменам, артистам, воинам. Эту потребность можно назвать потребностью в
кумиротворчестве (отыскать или сотворить себе кумира).

Не следует думать, что подражание не соответствует эле­ментарной
схеме коммуникационного действия (рис. 1.1), ибо не обнаруживается явного
смыслового сообщения, адресованного реципиенту. На самом деле такое сообще­ние,
обладающее привлекательностью для реципиента, всегда есть. Реципиент
целенаправленно выбирает ком­муниканта и использует его в качестве источника
смыс­лов, которые он хотел бы усвоить. Коммуникант при этом зачастую не
осознает своего участия в коммуникацион­ном действии. Подражание — это такое
объект-субъект­ное отношение, где активную роль играет реципиент, а ком­муникант
— пассивный объект для подражания.

2. Диалог — форма коммуникационного взаимодей­ствия,
освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка
и речи. Участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам,
владеющим определенными смыслами. Меж­ду ними складывается субъект — субъектное
отношение, а взаимодействие их носит творческий характер в том смысле, что
достигается социально-психологическая общ­ность партнеров, обозначаемая словом
«МЫ».

Диалоговая коммуникация представляется как после­довательность
высказываний участников, сменяющих друг друга в роли коммуниканта и реципиента.
Высказы­вание — это не слово, не предложение, не абзац, а единица смысла,
дающая возможность ответить на него. Участни­ки диалога совместно создают
драматургический Текст, обладающий относительной смысловой завершенностью.
Относительность завершения диалога определяется тем, что реакция на то или иное
высказывание может проявить­ся в поведении реципиента спустя много времени.
Лите­ратура, театр, лекция как раз рассчитаны на ответ замед­ленного действия.
Незавершенный диалог перерастает в коммуникационный дискурс, охватывающий
множество субъектов и продолжающийся бесконечно. Короче гово­ря, дискурс — это
мультисубъектный бесконечный диалог.

3. Управление — такое коммуникационное действие, когда
коммуникант рассматривает реципиента как сред­ство достижения своих целей, как
объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом уста­навливаются
субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект
имеет право моно­лога, а реципиент не может дискутировать с коммуникан­том, он
может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи.

Управленческий монолог может быть: в форме приказа
(коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом); в форме
внушения (суггестии), когда используется принудительная сила слова за счёт
многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда,
проповедь); в форме убеждения, аппелирующего не к подсознательным мотивам, как
при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически вы­строенной
аргументации.

Особой формой управленческого коммуникационного действия
является заражение, которое стихийно возника­ет в массах людей. Заражение
характеризуется эмоциональ­ным накалом и агрессивностью. Его источниками могут
быть ритуальные танцы, музыкальные ритмы, религиозный экстаз, спортивный азарт,
ораторское мастерство. По-видимому, как и в случае внушения, при заражении
большую роль играют бессознательные побуждения.

Диалог близок к поведению по схеме «стимул—реак­ция», он не
требует такого уровня программирования и организации, как монологическое
выступление. Поэтому именно диалог считается первоначальной формой речи,
возникшей еще у питекантропов (1500—200 тыс. лет на­зад), а монологическая речь
— более поздним коммуникационным достижением, требующим более высокой куль­туры
речи и некоторых ораторских навыков.

На рис. 2.1 рассмотренные формы коммуникативных действий
систематизированы по сходству и различию. Следует обратить внимание на то, что
формы коммуника­ционных действий могут включать различное содержание, и вместе
с тем, один и тот же смысл может передаваться в двух или даже в трех формах,
например, обучать чему-либо можно путем показа (подражание), путем
инструктирова­ния (управление) или путем диалогического объяснения.

Не следует абсолютизировать границы между разны­ми
коммуникационными формами. Подражание, диалог, управление могут сливаться друг
с другом, дополнять друг друга. Так, диалог может стать методом управления, на­пример,
сократический диалог построен так, чтобы заста­вить оппонента признать правоту
Сократа; диалог между учителем и учеником — обычная форма педагогического
воздействия. Вообще говоря, любой содержательный ди­алог (бессодержательная
болтовня не в счет) имеет целью оказать какое-то управленческое воздействие на
сознание собеседников. Подражание — это вырожденный диалог, где коммуникант
безучастен по отношению к реципиенту (игнорирует его), а реципиент ведет
воображаемый диа­лог с коммуникантом.

Коммуникативные роли

Реципиент в роли

целенаправленного субъекта

объекта

воздействия

Коммуникант

в

роли

целенаправленного субъекта

диалог

управление

объекта

воздействия

подражание

Рис. 2.1. Формы коммуникационных действий

Коммуникационные действия есть элементарные акты, можно
сказать атомы коммуникационной деятель­ности, но используются они и в
некоммуникационной деятельности (познание, труд). Практически во всех ви­дах
коммуникационной деятельности обнаруживаются формы, рассмотренные нами, но
преобладает одна из форм. Это позволяет коммуникационную деятельность и в целом
на различных ее уровнях представить в виде диа­логической, управленческой,
подражательной, т. е. отож­дествить формы коммуникационной деятельности и фор­мы
элементарных коммуникационных актов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ