2.2. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности :: vuzlib.su

2.2. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности :: vuzlib.su

10
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2.2. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности

.

2.2. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности

В качестве коммуникантов и реципиентов могут вы­ступать три
субъекта, относящиеся к разным уровням со­циальной структуры: индивидуальная личность
(И), со­циальная группа (Г), массовая совокупность (М). Они могут
взаимодействовать друг с другом, например И — И, Г — Г, М — М, или между собой,
например И — Г, И — М, Г — М и т. д. Абстрактно говоря, получается 9 видов соци­альных
коммуникаций. Но этого мало. Как показано в разделе 2.1, коммуникационные
действия могут осуществ­ляться в форме подражания, диалога, управления. Диалог
есть взаимодействие равноправных партнеров, которое воз­можно между субъектами
одинакового социального уров­ня, а не разных уровней, ибо разноуровневые
субъекты, например И  и М, не являются равноправными. Между раз­ноуровневыми
субъектами может быть подражание или управление, но не диалог равных
участников.

Примем следующие обозначения. Те виды коммуника­ционной
деятельности, где в качестве активного, целена­правленного субъекта выступает
И, либо Г, либо М, будем называть соответственно микрокоммуникацией,
мидикоммуникацией, макрокоммуникацией. Те виды, где И, либо Г, либо М выступают
в роли объекта воздействия назовем соответ­ственно межличностной, групповой и
массовой коммуника­цией, понимая под ними уровни социальных коммуникаций.
Получившаяся двумерная классификация видов и уровней коммуникационной
деятельности представлена на рис. 2.2.

Как следует из рис. 2.2, можно выделить 7 форм мик­рокоммуникации,
5 форм мидикоммуникации и 3 формы макрокоммуникации. Каждая из форм проявляется
на межличностном, групповом, массовом уровне. Система­тизируем и обозначим
получившиеся 15 форм коммуни­кационной деятельности в виде таблицы 2.1.

Для полноты картины возможных форм коммуника­ционной
деятельности следует учесть квазикоммуника­цию, когда коммуникант обращается к
воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним. Сюда отно­сится
феномен фетишизации, который Н. Д. Кондратьев описывал следующим образом:
«людям начинает казать­ся, что вещи обладают особыми сверхъестественными
свойствами быть ценностью, обладать прерогативами свя­тости, величия, источника
права и т. п. Иначе говоря, люди начинают наделять вещи физически не присущими
им значительными свойствами, подобно тому, как дикари приписывали свойства
всесильного божества истуканам». Сотворение всевозможных «кумиров», культ
вождей и т. д. в конечном счете имеет целью создание всезнающего и все­могущего
«квазикоммуникационного» партнера.

Теперь рассмотрим более подробно перечисленные формы
коммуникационной деятельности, распределив их по видам социальной коммуникации:
микро-, миди-, мак­рокоммуникация.

 

Условные обозначения:

И — индивид;

Г — группа;

М — массовая совокупность;

Р — реципиент;

К — коммуникант;

п — подражание; д — диалог; у — управление.

Рис. 2.2. Виды и уровни коммуникационной деятельности

Таблица 2.1

Формы коммуникационной деятельности

№№ п/п

Вид

коммуник.

Уровень

Коммуник.

Условные

обозначения

Наименование

1.

микро

межлич.

И п И

копирование

образца

2.

микро

межлич.

И д И

Беседа

3.

микро

межлич.

И у И

Команда

4.

микро

групп.

И п Г

референция

(референтная  группа)

5.

микро

групп.

И у Г

руководство

коллективом

6.

микро

масс.

И п М

социализация

7.

микро

масс.

И у М

авторитаризм

8.

миди

групп.

Г п Г

Мода

9.

миди

групп.

Г д Г

переговоры

10.

миди

групп.

Г у Г

групповая

иерархия

11.

миди

масс.

Г п М

адаптация к 

среде

12.

миди

масс.

Г у М

руководство

обществом

13.

макро

масс

М п М

заимствование достижений

14.

макро

масс.

М д М

взаимодействие

культур

15.

макро

масс.

М у М

информационная

агрессия

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ