ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
2.2. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности
.
2.2. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности
В качестве коммуникантов и реципиентов могут выступать три
субъекта, относящиеся к разным уровням социальной структуры: индивидуальная личность
(И), социальная группа (Г), массовая совокупность (М). Они могут
взаимодействовать друг с другом, например И — И, Г — Г, М — М, или между собой,
например И — Г, И — М, Г — М и т. д. Абстрактно говоря, получается 9 видов социальных
коммуникаций. Но этого мало. Как показано в разделе 2.1, коммуникационные
действия могут осуществляться в форме подражания, диалога, управления. Диалог
есть взаимодействие равноправных партнеров, которое возможно между субъектами
одинакового социального уровня, а не разных уровней, ибо разноуровневые
субъекты, например И и М, не являются равноправными. Между разноуровневыми
субъектами может быть подражание или управление, но не диалог равных
участников.
Примем следующие обозначения. Те виды коммуникационной
деятельности, где в качестве активного, целенаправленного субъекта выступает
И, либо Г, либо М, будем называть соответственно микрокоммуникацией,
мидикоммуникацией, макрокоммуникацией. Те виды, где И, либо Г, либо М выступают
в роли объекта воздействия назовем соответственно межличностной, групповой и
массовой коммуникацией, понимая под ними уровни социальных коммуникаций.
Получившаяся двумерная классификация видов и уровней коммуникационной
деятельности представлена на рис. 2.2.
Как следует из рис. 2.2, можно выделить 7 форм микрокоммуникации,
5 форм мидикоммуникации и 3 формы макрокоммуникации. Каждая из форм проявляется
на межличностном, групповом, массовом уровне. Систематизируем и обозначим
получившиеся 15 форм коммуникационной деятельности в виде таблицы 2.1.
Для полноты картины возможных форм коммуникационной
деятельности следует учесть квазикоммуникацию, когда коммуникант обращается к
воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним. Сюда относится
феномен фетишизации, который Н. Д. Кондратьев описывал следующим образом:
«людям начинает казаться, что вещи обладают особыми сверхъестественными
свойствами быть ценностью, обладать прерогативами святости, величия, источника
права и т. п. Иначе говоря, люди начинают наделять вещи физически не присущими
им значительными свойствами, подобно тому, как дикари приписывали свойства
всесильного божества истуканам». Сотворение всевозможных «кумиров», культ
вождей и т. д. в конечном счете имеет целью создание всезнающего и всемогущего
«квазикоммуникационного» партнера.
Теперь рассмотрим более подробно перечисленные формы
коммуникационной деятельности, распределив их по видам социальной коммуникации:
микро-, миди-, макрокоммуникация.
Условные обозначения:
И — индивид;
Г — группа;
М — массовая совокупность;
Р — реципиент;
К — коммуникант;
п — подражание; д — диалог; у — управление.
Рис. 2.2. Виды и уровни коммуникационной деятельности
Таблица 2.1
Формы коммуникационной деятельности
№№ п/п |
Вид коммуник. |
Уровень Коммуник. |
Условные обозначения |
Наименование |
1. |
микро |
межлич. |
И п И |
копирование образца |
2. |
микро |
межлич. |
И д И |
Беседа |
3. |
микро |
межлич. |
И у И |
Команда |
4. |
микро |
групп. |
И п Г |
референция (референтная группа) |
5. |
микро |
групп. |
И у Г |
руководство коллективом |
6. |
микро |
масс. |
И п М |
социализация |
7. |
микро |
масс. |
И у М |
авторитаризм |
8. |
миди |
групп. |
Г п Г |
Мода |
9. |
миди |
групп. |
Г д Г |
переговоры |
10. |
миди |
групп. |
Г у Г |
групповая иерархия |
11. |
миди |
масс. |
Г п М |
адаптация к среде |
12. |
миди |
масс. |
Г у М |
руководство обществом |
13. |
макро |
масс |
М п М |
заимствование достижений |
14. |
макро |
масс. |
М д М |
взаимодействие культур |
15. |
макро |
масс. |
М у М |
информационная агрессия |
.