2.3.3. Макрокоммуникация :: vuzlib.su

2.3.3. Макрокоммуникация :: vuzlib.su

11
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2.3.3. Макрокоммуникация

.

2.3.3. Макрокоммуникация

Макрокоммуникационные формы коммуникационно­го
взаимодействия, которые в табл. 2.1 названы заимство­вание достижений (М п М),
взаимодействие культур (М д М) и информационная агрессия (М у М), хорошо
просматриваются в тысячелетней истории взаимодей­ствия государства Российского
и Европы. Причем легко замечаются колебания от подражания к диалогу и обрат­но.
Информационная агрессия — явление относительно новое, появившееся лишь в XX
веке.

Крещение Руси в конце X века — бесспорный акт макрокоммуникационного
подражания. Время Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества, удельных
междоусобиц и татаро-монгольского ига — это период «смиренномудного
ученичества» у болгар и греков, когда русский книжник был «нищим духом,
побиравшимся под окнами европейских храмов мудрости плодами чужого груда,
крупицами с духовной трапезы, на которой ему не было места» (В.О.Ключевский).
Но постепенно русская церковь обрела свои права духовного палеокультурного
центра и высвободилась из-под опеки константинополь­ских патриархов. В 1346 г. московским митрополитом стал не грек, присланный из Царьграда, а русский человек Алексий. В 1380 г. Сергий Радонежский благословил Великого князя Московского Дмитрия на битву с Мамаем. XV век —
время обретения Московским государством политической самостоятельности и
самостоятельности идеологической, ибо константинопольская церковь, оказавшись с
1453 г. на территории Османской империи, ка­питулировала перед папством. Фаза
М п М закончилась.

Русские «смиренномудрые ученики», ободренные не­давними
победами над татарами, отказались от унии с латинянами и решили служить
православию по-своему. В начале XVI века возникает идея русского мессианства —
«Москва — третий Рим», зреет национальная гордыня. Русские «книжные мужи», по
словам того же Ключевско­го, начали поучать: «Братия! не высокоумствуйте; если
кто тебя спросит, знаешь ли философию, ты отвечай: ни еллинских борзостей не
знах, ни ритарских астрономов не читах, ни с мудрыми философами не бывах,
философию ниже очима видех». Прежде русский книжник любил пе­реведенные с
греческого статьи по разным отраслям зна­ния: по минералогии, логике, медицине,
риторике, теперь он неистово кричал: «Богомерзостен перед Богом всяк любяй
геометрию; не учен я словом, не обучался диалекти­ке, риторике и философии, но
разум Христов в себе имею». Иван IV, затеявший Ливонскую войну за выход к
Балтийскому морю и собравшийся жениться на Елиза­вете Английской, конечно,
считал себя не учеником евро­пейской премудрости, а равноценным партнером
всякого монарха. Московия была готова к диалогу культур по формуле  М д М.

XVII век — время постепенного сближения с Европой. В Москве
появляется Немецкая слобода, полки иностран­ного строя, вольнодумные русские
вельможи типа А. Л. Ордин-Нащокина одевают дома европейское платье, царских
детей обучает выпускник Киевской академии, бывший иезуит Симеон Полоцкий.
Однако национального досто­инства русские люди не теряют. Петровские
преобразова­ния — безусловное ученичество, новое «побирание под ок­нами
европейских храмов мудрости», новая фаза М п М.

Немецкое засилье приняло такие размеры, что русские
гвардейцы охотно отдали корону очаровательной Елиза­вете главным образом за то,
что она «дщерь Петрова». Но малограмотных русских дворян неодолимо влекли преле­сти
европейской цивилизации, и не случайно Д. И. Фонвизин вложил в уста Иванушки
(комедия «Бригадир») признание: «тело мое родилось в России, но дух мой при­надлежит
короне французской». Европа XVIII века пода­рила культурной элите русского
дворянства, во-первых, атеистическое просвещение в духе Вольтера и Дидро и,
во-вторых, масонство, ориентированное на духовно-мис­тические поиски.

Кровавая французская революция вызвала отрица­тельную
реакцию в русском обществе и привела к разоча­рованию в идеалах Просвещения.
Макрокоммуникационное подражание стало затухать. В 1795 г. Н. М. Карамзин с горечью писал в «Переписке Мелидора к Филарету»: «Где люди, которых мы
любили? Где плод наук и мудрос­ти? Век просвещения, я не узнаю тебя; в крови и
пламени, среди убийств и разрушений я не узнаю тебя… Я закрываю лицо свое».
Павел I, борясь с революционной заразой, запретил ввозить иностранные книги в
империю Российскую. Агрессивные наполеоновские войны и Отечественная вой­на 1812 г., казалось бы, должны окончательно отдалить Россию от безумной Европы, но русское офицерство
воз­вратилось из заграничных походов с критикой не Европы, а своего Отечества.
Декабристы были русскими патриота­ми, но мыслили они по западным образцам.

В 40-е годы сложились и начали открыто соперничать два
течения русской мысли: западничество и славянофиль­ство. Спор между западниками
и славянофилами — это борьба двух макрокоммуникационных идеологий. Славя­нофилы
утверждали право России на равноправный диалог с Западом и видели миссию России
не в том, чтобы за­воевывать Европу грубой жандармской силой, а в том, что­бы
сообщить ей новые смыслы (православная этика, соборность, альтруизм), которые
излечат дряхлеющую и загнивающую Европу от немощи (коммуникационная формула М у
М). Западники подчеркивали принадлежность России к западной культуре и
призывали воздерживаться от высокомерного духовного сепаратизма и по-прежнему
охотно воспринимать достижения европейского прогрес­са, особенно в части науки,
техники, демократии, эстети­ки (коммуникационная формула М п М).

Николаевская официальная идеология, усвоившая роль «жандарма
Европы», видела в западной культуре рассадник крамолы, который следует
беспощадно пресе­кать. Порочность этой идеологии показала Крымская война.
Реформы   Александра  II —  модернизация по  западному  образцу  (М п М);
контрреформы Александра III — попыт­ка «подморозить» Россию в духе православия,
самодер­жавия, народности, но было уже поздно. Маятник русской истории
стремительно двигался на Запад.

Либерализм, конституционная демократия, социал-демократия,
марксизм — все это не российские, а импорт­ные плоды. Пожалуй, только анархизм,
украшенный име­нами М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина, — отечественное
произведение. Большевики начали строительство коммунизма по марксистскому
сценарию, разработанному не для России, а для индустриально развитой Европы.
Сценарий пришлось капитально переработать, и вот маятник исто­рии уносит
Советский Союз в неизведанные дали. Мы не можем копировать ни буржуазную
демократию, ни бур­жуазную культуру, ни буржуазную науку, мы пойдем сво­им путем,
мы догоним и перегоним Америку и Европу. Военная победа, а затем — железный
занавес, борьба с кос­мополитизмом и низкопоклонством перед Западом, иде­ологически
выдержанный национализм по-советски. Здесь уже нет коммуникационного диалога;
это, согласно формуле М у М, информационная агрессия (табл. 2.1).

Советский Союз всегда вел активную наступательную
идеологическую борьбу с любыми некоммунистически­ми доктринами. Роль
коммуникантов на международной арене играли Коминтерн (III-й Коммунистический
Интернационал, созданный в 1919 г., распущенный в 1943 г.) и «братские коммунистические партии», существовавшие в большинстве стран мира. Убедительным
доводом в пользу «преимуществ социализма» стала победа СССР в Великой
Отечественной войне. Этот довод был в полной мере использован коммунистической
пропагандой; в пос­левоенные годы треть мира имела советскую ориентацию.

Но не дремали и идеологические противники страны Советов. С 1946 г. началась холодная война, которая была подлинной информационной войной, войной за доверие и
симпатии мирового сообщества. Это был конфронтационный диалог по формуле М д М.
Одна за другой следо­вали умело спланированные пропагандистские кампании, где
использовались венгерские события 1956 г. и «праж­ская весна» 1968 г., космические полеты и спортивные до­стижения, олимпийские игры и молодежные
фестивали, война во Вьетнаме и война в Афганистане. Борьба шла на равных, но в
70-е годы США удалось переиграть совет­ских стратегов. Советский Союз был
втянут в изнуритель­ную гонку вооружений, в провокационную программу «звездных
войн». Экономическое истощение, усугублен­ное бездарностью стареющего
политбюро, привело к па­дению авторитета страны, к утрате завоеванных позиций.
Холодная война закончилась поражением СССР, пораже­нием не на полях сражений, а
в виртуальном простран­стве информационных войн. Конфронтация СССР—За­пад
завершилась. На смену формуле М д М вновь, как во времена Петровы, пришла
ученическая формула М п М.

Следует обратить внимание, что понятия микро-, миди-,
макрокоммуникация  не совпадают с понятиями межличностная, групповая, массовая
коммуникация, хотя и пересекаются с ними. Если обратиться к табл. 2.1, то
видно, что из 7 видов микрокоммуникации только 3 от­носятся к межличностному
уровню, а макрокоммуника­ция представлена только в трех случаях из семи на уров­не
массовой коммуникации. В связи с этим уточним пред­мет теории массовой
коммуникации.

Л. В. Петров предлагает следующее определение: «мас­совая
коммуникация — это создание единого социального поля на основе процесса,
включающего в себя, с одной стороны, извлечение, переработку и передачу с
помощью относительно быстродействующих технических устройств социально-значимой
информации, осуществляе­мого специализированными институтами; и, с другой сто­роны,
прием и усвоение этой информации численно боль­шими, социально разнородными,
рассредоточенными аудиториями». Таким образом, в случае массовой коммуникации в
роли коммуникантов выступают технически оснащенные «специализированные
институты» в виде прессы, кино, радио, телевидения, а в роли реципиентов —
массовые аудитории. Подобное коммуникационное вза­имодействие характеризуется
формулой Г у М (руковод­ство обществом), и именно проблемы социального уп­равления,
как пишет Л.В. Петров, «создания единого со­циального поля» являются главным
предметом теории массовой коммуникации. Таким образом, эта теория изу­чает не
все формы массовой коммуникации, а только одну ее форму — Г у М, которую можно
назвать миди-массовой коммуникацией. Поэтому ее нельзя считать ни теорией
макрокоммуникации, ни даже общей теорией массовой коммуникации.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ