ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
2.3.4. Сотрудничество и конфликты в коммуникационной деятельности
.
2.3.4. Сотрудничество и конфликты в коммуникационной
деятельности
Коммуникационная трагедия:
две параллельные прямые полюбили друг друга. Увы!
В таблице 2.1 представлены формы коммуникационной
деятельности в зависимости от участвующих субъектов и их коммуникационных
ролей. Эти формы могут иметь разное содержательное наполнение: они могут служить
укреплению сотрудничества и консенсуса между участниками коммуникации, а могут
выражать конфликтные отношения, борьбу взглядов, недоверие. В таблице 2.2 приведены
примеры сотрудничества и конфликтов в различных формах коммуникационной
деятельности.
Как показывает таблица, наиболее «миролюбивой» формой
является подражание: здесь нет почвы для конфликтов во всех видах коммуникации
(микро-, миди-, макро-). Наиболее «воинственной» формой следует признать управление,
где представлены такие способы императивного принуждения, как приказ, цензура,
информационная война, контрпропаганда, культурный империализм и другие
отвратительные явления коммуникационного насилия. Правда, все большее
распространение в современных демократических обществах получает манипулятивное
управление, подменяющее конфликтогенное командное принуждение мягкими
психологическими технологиями, создающими у реципиента иллюзию свободы выбора
и сотрудничества с коммуникантом (реклама, паблик рилешенз, имиджмейкерство).
Диалоговая коммуникация в наибольшей степени соответствует социально-психологической
природе людей и поэтому она приносит наибольшее удовлетворение участникам.
Именно диалог, образуя общность «МЫ», создает почву для совместной творческой
деятельности, для дружеского общения, для раскрытия и развития личностного потенциала
партнеров. Диалог на уровне микрокоммуникации становится формой душевной
дружбы и эффективного делового сотрудничества, что не отрицает принципиальных
споров и расхождения во мнениях. На уровне мидикоммуникации возможно
диалогическое сотрудничество между различными социальными группами, в том
числе — диалог с властью, что опять-таки не отменяет соперничества и
полемических дискуссий между оппонентами. Для достижения национального
согласия и международного сотрудничества решающее значение имеет
макрокоммуникационный диалог, участниками которого становятся народы,
государства, цивилизации.
Таблица 2. 2
Сотрудничество и конфликты в формах коммуникационной
деятельности
вид форма |
МИКРОКОММУНИКАЦИЯ |
МИДИКОММУНИКАЦИЯ |
МАКРОКОММУНИКАЦИЯ |
|||||||||
коммуника- ционной деятельности |
сотрудничество |
конфликт |
сотрудничество |
Конфликт |
сотрудничество |
Конфликт |
||||||
Подражание |
И п И |
И п Г |
И п М |
― |
Г п Г |
Г п М |
― |
М п М модернизация, вестернизация, заимствование достижений |
― |
|||
обучение ремеслу, искусству, языку, профессионализация, социализация |
мода, адаптация, ассимиляция |
|||||||||||
Управление |
И у И |
И у Г |
И у М |
И у И |
И у Г |
И у М |
Г у Г |
Г у М |
Г у Г |
Гу М |
М у М традиции, гуманитарная помощь |
М у М Информаци-онная война, культурный империализм |
внушение, убеждение, лидерство в группе, просвещение, пророчество, харизма |
приказ, авторитаризм, диктатура |
школьное образование, реклама, паблик рилейшенз, пропаганда |
бюрократия цензура, засекречи- вание контр-пропаганда |
|||||||||
Диалог |
И д И дружба, деловое общение, консультация |
И д И полемика, спор, ссора |
Г д Г деловые переговоры, конференции |
Г д Г соперничество полит. партий, научных школ, трудовой конфликт |
М д М международное сотрудничество, диалог культур |
М д М межэтнические конфликты, конфронтация |
||||||
Христианская проповедь любви к ближнему, по сути дела,
ратует за «диффузное» дружеское слияние. П. А. Флоренский пояснял: «Всякий
внешний ищет моего, а не меня. Друг же хочет не моего, а меня. И апостол пишет:
«Ищу не вашего, а вас» (2. Кор. 12,14). Внешний домогается «дела», а друг
«самого» меня. Внешний желает твоего, а получает из тебя, от полноты, т. е.
часть, и часть эта тает в руках, как пена. Только друг, желая тебя, каков бы ты
ни был, получает в тебе все, полноту и богатеет ею». Израильский философ Мартин
Бубер (1878—1965), акцентируя различия между диалогом (субъект-субъектное
отношение) и управлением (субъект-объектное отношение), постулирует два типа
отношения человека к окружающей действительности: а) отношение «Я—ТЫ»,
предполагающее «перетекание из Я в ТЫ», подлинное понимание и взаимность
общающихся людей; б) отношение «Я—ОНО», когда человек, будучи субъектом
сознания и действия, воспринимает окружающие его предметы и других людей в
качестве безличных объектов, служащих для утилитарного использования, эксплуатации,
манипулирования. Бытие людей делится таким образом на диалогическое
существование, когда развертывается диалог между личностью и окружающим миром,
между личностью и Богом, и монологическое (эгоцентрическое) существование.
Полноценная реализация личности, — утверждает М. Бубер в своем учении,
именуемом «диалогическим персонализмом», — возможна лишь в первом случае.
Таким образом, формы коммуникационной деятельности приобретает
мировоззренческое звучание.
Небезынтересно обратить внимание на то, что разные
литературные стили занимают разные места в табл. 2.2, переходя от подражания к
управлению и далее к диалогу. Древнерусские житийные писания (жития святых
отцов), так же как романтические (Дж. Байрон, А. Бестужев-Марлинский, М.
Лермонтов) и утопическо-публицистические произведения (Н. Чернышевский, П.
Лавров, Н. Островский) предлагали своим читателям образцы для подражания,
референтную группу, тем самым управляя их поведением посредством формулы И п
Г.
Просветительская и критико-реалистическая литература,
начиная с Н. М. Карамзина и заканчивая М. Горьким, культивировала
субъект-объектные отношения с «другом-читателем», что соответствует формуле
сотрудничество Г у М или Г у Г. В модернизме, эпатирующем читающую публику
(вспомним «Пощечину общественному вкусу») и исповедующим самоочарованный
эгоцентризм, действует схема управления Г у Г, но с конфликтующим содержанием.
Социалистический реализм, пропагандировавший партийные доктрины, относится к
формуле Г у М, как и все средства пропаганды, стремящиеся наладить сотрудничество
с реципиентами.
В отличие от предыдущих эстетических стилей, где автор
неизменно считал себя пророком, учителем жизни, «гением» (модернизм), в
современном русском постмодернизме автор воздерживается от управленческого
монолога и приглашает читателя участвовать в интеллектуальной игре с
текстами. При этом в качестве обязательного условия подразумевается знание
читателями тех «первичных текстов», тех «цитат», из которых постмодернист конструирует
свое «вторичное» произведение. Например, обращаются к классической литературе
XIX века («Пушкинский дом» А. Битова, «Душа патриота или различные послания к
Ферфичкину» Евг. Попова) или к советской культуре (направление
соц-арт-искусство, работающее с образами, символами, идеологемами советского
времени, — «Полисандрия» Саши Соколова, «Кенгуру» Юза Алешковского).
Постмодернизм оказывается в классе Г д Г, где реализуется диалоговое
сотрудничество элитарных писателей и элитарных читателей.
Надо признать, что проблемы сотрудничества и конфликтности
до последнего времени не были предметом пристального внимания наших ученых.
Правда, нельзя не вспомнить этические идеи замечательного теоретика анархизма
Петра Алексеевича Кропоткина (1842—1921). В противовес социал-дарвинизму,
сводившему закон борьбы за существование к безнравственной войне «всех против
всех», Кропоткин отстаивал принцип универсальной кооперации в природе и
обществе, взаимопомощь как фактор эволюции. Ссылаясь на институт общительности,
т. е. врожденную потребность в общении, Кропоткин объяснял происхождение
родовых общин, трудовой кооперации, культурного прогресса и будущее коммунистическое
общество.
В первые годы Советской власти Алексей Капитонович Гастев
(1882—1941), русский ученый и поэт, выступил в качестве основателя
Центрального института труда (1920 г.), где развивалась методология научной
организации и культуры труда, уделявшая немалое внимание коммуникации между
сотрудниками. Идеи этой методологии получили развитие в эргономике — науке,
изучающей взаимоотношение «человек — орудие труда», и в современной теории
менеджмента.
В 90-е годы приобрели актуальность не проблемы творческой
кооперации, а проблемы урегулирования конфликтов. Оказалось, что конфликты —
неизбежный спутник общественной жизни, представленный на всех уровнях
социальной коммуникации — межличностном, групповом, массовом. Сформировалась
конфликтология, представляющая собой одну из прикладных социально-коммуникационных
дисциплин. Предметом конфликтологии являются супружеские конфликты, трудовые
конфликты, межэтнические и политические конфликты и другие конфликтные
ситуации, упомянутые в табл. 2.2. Теоретическим и методологическим фундаментом
при изучении как сотрудничества, так и конфликтности является социальная
психология, где проблема общения всегда занимала центральное место.
.