2.7. Выводы :: vuzlib.su

2.7. Выводы :: vuzlib.su

13
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2.7. Выводы

.

2.7. Выводы

1. Коммуникационное действие — завершенная опе­рация
смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации. В
зависимости от цели участников коммуникационное действие может осуществ­ляться
в трех формах: подражание, управление, диалог. Коммуникационная деятельность
складывается из коммуникационных действий. Преобладающая форма комму­никационных
действий (подражание, либо управление, либо диалог) становится формой
соответствующей ком­муникационной деятельности.

2. Субъектами и объектами коммуникационной дея­тельности
могут быть: индивидуальная личность (И), со­циальная группа (Г), массовая
совокупность, вплоть до общества в целом (М). Те виды коммуникационной дея­тельности,
где в качестве активного, целенаправленного субъекта выступает И, либо Г, либо
М, называются соот­ветственно микрокоммуникацией, мидикоммуникацией,
макрокоммуникацией. Те виды, где И, либо Г, либо М выступают в роли объекта
воздействия, называются со­ответственно межличностным, групповым и массовым
уровнем коммуникации. Диалог возможен только между субъектами одного уровня;
управление и подражание — между субъектами всех уровней.

3. Микрокоммуникационная деятельность во всех ее формах
представляет собой искусство, т. е. творчески про­дуктивную, игровую, а не
ритуально-репродуктивную де­ятельность.

4. Мидикоммуникационное управление является дви­жущим
центром духовной жизни общества, выступая на разных стадиях культуры в виде
мифоцентризма, религиоцентризма, литературоцентризма, наукоцентризма,
политикоцентризма.

5. В истории всех стран, а государства Российского в
особенности, макрокоммуникация (заимствование достижений, взаимодействие
культур, информационная агрес­сия) служила источником внутриполитических и соци­ально-культурных
переворотов.

6. Коммуникационная деятельность не цепочка после­довательных
коммуникационных действий (операций), а единство коммуникационных и
некоммуникационных актов; и наоборот, любая некоммуникационная деятель­ность
(познание, труд) включает в свою структуру коммуникационные действия.

7. Коммуникационная деятельность включает не одно­го, а двух
социальных субъектов (в отличие от трудовой и познавательной деятельности),
имеющих одного испол­нителя. Отсюда следует, что коммуникационная деятель­ность
есть общественное отношение, полюсами которо­го являются сотрудничество и
конфликт.

8. Устная коммуникационная деятельность есть ду­ховное
общение социальных субъектов; она не бывает вне общения.

9. Игра — творческо-коммуникативное действие, по­служившее
источником формирования человеческой культуры. Игра есть творческое
(продуктивное) духовное общение независимых субъектов, осуществляемое в рам­ках
добровольно принятых ими условных правил и обла­дающее этической и эстетической
привлекательностью. В зависимости от цели игры делятся на четыре типа:
игра-маскарад, игра-иллюзия, игра-разгадка, игра-состязание.

10. Псевдоигра — игра, утратившая творческую состав­ляющую,
но сохранившая коммуникационную составляю­щую, заключенную в игровой форме.
Псевдоигры делятся на трудовую повинность, обрядовые ритуалы, повседнев­ные
ритуалы (этикет). Ритуально-этикетные псевдоигры входят в состав социальной
памяти.

11. Правда — достоверное и субъективно мотивирован­ное
сообщение коммуниканта, не противоречащее этичес­ким представлениям реципиента.
Антипод правды — неправ­да (фальшь) выступает в виде заблуждения, полуправды,
лжи. Обман — коммуникационное управление посредством лжи или полуправды.
Иллюзия — добровольный самообман.

12. Terra incognita коммуникационно-пространствен­ной
деятельности очень обширна, быть может, уступая в этом отношении лишь
коммуникационно-временной (мнемической) деятельности, еще менее изученной.
Сформулируем только две проблемы:

• Для реципиента в равной степени бесполезны сооб­щения, в
которых содержатся лишь уже известные ему смыслы, и сообщения, состоящие из
неизвестных смыс­лов. Первые отвергаются как бессодержательные (тривиальные),
вторые — как непонятные (недоступные). Опти­мальным является сообщение, в
котором известное позво­ляет понять (раскодировать) неизвестное и сделать его
достоянием сознания реципиента. Стало быть, в сообще­нии должен соблюдаться
баланс между известным и не­известным реципиенту. Каков этот баланс?

• Человек не может освободиться от коммуникацион­ного
взаимодействия с другими людьми; жить в обществе и быть свободным от социальной
коммуникации нельзя. Мы все находимся в сетях управляющих (манипулирую­щих)
нами коммуникационных служб. Эти службы часто оперируют ложью по расчету.
Однако не существует «детектора лжи», который диагностировал бы недобросовест­ные
акции на уровне групповой или массовой коммуника­ции. Нельзя ли в противовес
технологиям коммуникаци­онного управления разработать технологии обнаружения
неискренности?

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ