3.1. Виды памяти и мнемические действия :: vuzlib.su

3.1. Виды памяти и мнемические действия :: vuzlib.su

110
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3.1. Виды памяти и мнемические действия

.

3.1. Виды памяти и мнемические действия

В разделе 1 мы определили социальную память, или мнемическую
деятельность, как движение смыслов в со­циальном времени. Для раскрытия
сущности и специфи­ческих особенностей социальной памяти полезно сопостав­лять
ее с другими типами памяти, которые соответствуют другим типам смысловой
коммуникации. Как показано на рисунке 1.2, помимо социальной коммуникации,
сущест­вует еще генетическая и психическая коммуникация со своими смыслами и
хронотопами. Следовательно, вырисовываются три типа памяти:

• генетическая;

• психическая:

• социальная.

Генетическая память, или наследственность (память
биологического вида или родовая память) обеспечивает движение в биологическом
времени генетических про­грамм, инстинктов, безусловных рефлексов и биологичес­ких
образов, свойственных данному виду. Материальным носителем генетической памяти
служат нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), посредством которых закодированы
генетические смыслы. Совокупность этих смыслов обра­зует генофонд —
материальное воплощение генетической памяти. Наследственность представляет
консерватив­ность живых организмов, выступая в неразрывной связи с
изменчивостью, обусловленной воздействием внешней среды и жизненным опытом
индивидуальных особей.

Помимо генетической памяти, биологи еще различа­ют
нейрофизиологическую память — устойчивые связи в нервной системе, возникшие во
время жизни особи, на­пример условные рефлексы, и биохимическую память, хра­нящую
индивидуальные биохимические изменения, на­пример иммунитет. Эти виды памяти
несут следы внеш­них воздействий некоммуникационного характера, поэтому они не
представляют для нас интереса. Исклю­чение — дрессировка животных и воспитание
условных рефлексов в лабораторных условиях (опыты И. П. Павло­ва), где
коммуникационное сообщение (сигналы) налицо. Что же касается наследственности
(генетической памяти), то она определяет врожденные структуры и качества ин­дивидуальной
человеческой памяти, а также этнопсихологические особенности социальной памяти,
и поэтому мы не можем ее не учитывать. Наследственность — готовый для
индивидуального опыта запас потенциальных психи­ческих особенностей и их
связей.

Психическая память понимается в психологии как сохранение и
последующее воспроизведение человеком его опыта. Под опытом подразумеваются
знания, умения (навыки), эмоциональные переживания и волевые стиму­лы (желания,
интересы, ценностные ориентации), т.е. то, что мы назвали смыслом.
Действительно, бессмысленный опыт в памяти не фиксируется, а смысл всегда
постигает­ся человеком благодаря опыту. Поэтому наше определе­ние психической
памяти не противоречит общепринятой в психологии трактовке. Надо заметить, что
в последнее время в связи с распространением в психологии информа­ционного
подхода память стали определять как «передачу информации по временному каналу».
Информационные модели памяти наглядны, и мы их продемонстрируем в дальнейшем,
но нельзя не отметить, что авторы этих мо­делей не поясняют, что они понимают
под «информаци­ей». По сути дела информация отождествляется со «смыс­лом» и
«опытом», и не более того.

По содержанию различаются следующие разделы ин­дивидуальной
памяти:

• образный (зрительный, слуховой, осязательный) — память о
восприятиях и представлениях, полученных   благодаря органам чувств; этот
раздел можно назвать фактографическим, потому что он сохраняет образы эпизодов,
событий, явлений, которые человеку случилось наблюдать в течение его жизни;

• семантический (смысловой) или словесно-логи­ческий раздел
— память на слова, понятия, выска­зывания, абстрактные идеи, короче — память о
язы­ках, текстах и знаниях, выраженных на этих языках; этот раздел памяти
иногда называют тезаурус;

• аффективный — хранилище положительных и от­рицательных
эмоций, «память сердца»;

• моторный — раздел памяти о реакции на данные стимулы,
управляющие поведением (условные реф­лексы — разновидность моторной памяти);
здесь хранятся фиксированные установки, т. е. готовность действовать
определенным образом (Д. Н. Узнадзе); восприятие путем подражания и
выработанные лич­ным опытом умения, навыки, приемы, привычки;

• самосознание — сохранение самотождественности, своего Я,
своей «самости».

Нетрудно увидеть, что разделы памяти различаются по хранимым
ими смыслам, что подтверждает формулировку  «память — движение смыслов во
времени». Именно дви­жение, а не запечатленные в мозговом веществе изобра­жения
и письмена. Поэтому память тождественна мнемической деятельности (мнема — греч.
«память»). Подобно всякой сложной деятельности, мнемическая деятельность
складывается из действий. Различаются следующие мнемические действия:

• Запоминание (в информационных моделях говорят «ввод
информации») — восприятие органами чувств внешних сигналов, стимулов, образов,
их мыслен­ная обработка (опознание, ассоциации с имеющи­мися в памяти смыслами,
оценка) и формирование нового смысла, который включается в тот или иной вид
памяти. Запоминание может быть непроизволь­ным, совершающимся без волевых
усилий, и созна­тельным, преднамеренным; целенаправленно орга­низованное
запоминание есть заучивание.

• Сохранение — собственно мнемический процесс — движение
смыслов во времени без их исчезновения. С. Л. Рубинштейн (1889— 1960) отмечал в
своем клас­сическом учебнике по общей психологии: «Само сохранение — это не
пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение — это
ди­намический процесс, включающий какую-то более или менее выраженную
переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций
(обобщения, систематизации и т.д.)… оно включает освоение и овладение
материалом, его переработку и  отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию
и детализацию и т. д.». Важным условием сохранения является повторение акта
запоминания.

• Воспроизведение (вывод информации) — извлече­ние
хранящихся в памяти смыслов и использование их в практической жизни.
Воспоминание — сугубо человеческий способ воспроизведения запомнив­шихся
смыслов, являющийся результатом внутри-личностной коммуникации, диалога с
собственной памятью. Воспоминание, как и запоминание, может быть непроизвольным,
а может быть сознательным.

• Забывание — освобождение памяти от неактуаль­ных смыслов,
не востребованных в практической де­ятельности. Однако, как выяснилось,
человеческая память обладает способностью десятилетиями со­хранять образы,
факты, тексты, казалось бы давным-давно позабытые. Канадский нейрохирург У.
Пенфилд обнаружил, что электрическое раздражение некото­рых участков коры
головного мозга вызывает у па­циентов картины далекого прошлого. Так, одна па­циентка
вспомнила любимую в детстве мелодию, которую позже ни разу не слышала.
Аналогичных результатов добиваются гипнотизеры. Таким образом границы и
критерии забывания оказались относительными.

Благодаря индивидуальной памяти человек выходит за пределы
своей наследственности и усваивает соци­альный опыт, воплощенный в культурном
наследии об­щества. Прежде всего ребенок овладевает родным языком и первичными
навыками поведения в кругу семьи. Затем он приобщается к смыслам и ценностям
своих сверстни­ков, а в школе начинается педагогически организованное изучение
культурного наследия общества. Всякое изуче­ние (научение) заключается в
понимании и запоминании некоторых символов. Например, изучить историю России
XVII века или французский язык означает прочно зафик­сировать и систематически
упорядочить в тезаурусе фак­ты, концепции, понятия, имена, лексику и
грамматику, а в моторном разделе запечатлеть навыки произношения и вос­приятия
французской речи. Профессионализация обогаща­ет индивидуальную память такими
знаниями и умениями, которые позволяют ему стать специалистом в каком-то
полезном деле.

Ясно, что любое освоение социального опыта, изуче­ние
культурного наследия, профессионализация и т. п. — это коммуникационная
деятельность. Конечным реципи­ентом здесь является индивидуальная память, в
которой концентрируются полученные смыслы. А кто выступает в качестве
коммуниканта? Другие люди (микрокоммуни­кация), социальные группы
(мидикоммуникации), обще­ство в целом (макрокоммуникации), но они могут выпол­нять
функции коммуниканта только в том случае, если обладают памятью, в которой
сосредоточены передавае­мые смыслы. Коммуникант, который ничего не помнит,
выпадает из коммуникации. Всякая смысловая коммуни­кация есть взаимодействие не
между субъектами, а меж­ду памятями, точнее — тезаурусами, этих субъектов.
Элементарную схему коммуникационной деятельности (см. рис. 1.1) можно даже
представить в виде:

Рис. 3.1. Элементарная схема

смысловой коммуникационной деятельности

Память коммуниканта является индивидуальной памя­тью, если
речь идет о микрокоммуникации, и социальной, если речь идет о мидикоммуникации
или микрокоммуни­кации. Стало быть, нужно разделять два вида социальной памяти,
носителями которых являются разные социальные субъекты: групповая память и
память общества. Существу­ет еще понятие общечеловеческая память или память
мира, субъектом которой мыслиться все человечество. Мы рассмотрим эти виды
социальной памяти, но сначала за­вершим разговор о памяти индивидуальной.

Индивидуальная память сообщает связность и устойчи­вость
жизненному опыту человека и является предпосылкой формирования
социализированной личности. С. Л. Рубин­штейн хорошо сказал: «Без памяти мы
были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего.
Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было
бы основанных на прошлом ни знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни».

Однако механизмы памяти неизвестны и загадочны. В самом
деле, в результате метаболизма происходит по­стоянное обновление организма,
отмирание и нарождение новых клеток, внешние и внутренние изменения. Дитя и
муж, юноша и старик, носящие одно и то же имя, совер­шенно не похожи ни
физиологически, ни психологичес­ки. Но все метаморфозы индивида объединяет
память. Непонятным образом память о детстве сохраняется в со­знании старика,
как будто мнемические структуры не подвластны переменам. Как это возможно в
вечно изменяю­щемся теле? Как будто кристаллы льда в кипящей воде. Наука не
знает ответа на этот вопрос. Чтобы получить представление о современном уровне
наших знаний, рассмотрим информационную модель индивидуальной памя­ти,
предложеную американским психологом Ричардом Аткинсоном.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ