4.2.2. Функции естественного языка и речи :: vuzlib.su

4.2.2. Функции естественного языка и речи :: vuzlib.su

117
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.2.2. Функции естественного языка и речи

.

4.2.2. Функции естественного языка и речи

Главное отличие человеческой коммуникационной дея­тельности
от зоокоммуникации животных состоит в нали­чии вербального канала, передающего
речевые сообщения (тексты) в устной и письменной форме. Это отличие оче­видно,
как очевидно и то, что для его реализации человек должен обладать, во-первых,
наследственно передаваемой речевой способностью (способностью членораздельно
гово­рить и понимать обращенную к нему речь), во-вторых, знать какой-либо
естественный язык и уметь им пользоваться (как известно, «материнским языком» —
Muttersprashe — мы ов­ладеваем в детском возрасте в результате первичной социа­лизации).
Естественный язык — это социальное достояние, фундаментальный раздел социальной
памяти (см. раз­дел 3.4). Его следует отличать от речи, которая представля­ет
собой овеществление (материализацию) результатов мышления (смыслов) с помощью
языка, находящегося в ин­дивидуальной памяти говорящего (точнее — в индивидуаль­ном
тезаурусе). Язык и речь образуют единство: нет языка — нет речи; нет речи — нет
языка; речь осуществляется сред­ствами языка; язык реально существует лишь в
речи.

Язык и речь в совокупности выполняют две сущностные, т. е.
неотделимо присущие им, функции: во-первых, коммуникационную (часто говорят —
«коммуникативную»), во-вторых, мыслительную. Язык и речь, благодаря этим
функциям, являются средствами и орудиями социальной коммуникации и личностного
мышления. Социальная ком­муникация, как известно, представляет собой движение
смыслов в социальном времени и пространстве, поэтому сущностная
коммуникационная функция делится на две сущностные функции: коммуникационно-временную,
или социально-мнемическую, которую выполняет язык, явля­ющийся разделом
социальной памяти (эта функция языка подробно рассмотрена в разделе 3.4), и
коммуникационно-пространственную — функцию распространения смыслов в социальном
пространстве, которая свойственна речи. Коммуникационная функция проявляется на
межличнос­тном, групповом и массовом уровне, а мыслительная — лишь на
личностном уровне, где она обеспечивает индиви­дуальное мышление. Стало быть,
все мыслящие субъекты коммуникации, как индивидуальные, так и социальные, имеют
дело с языком и с речью.

Сущностные функции проявляются в прикладных языково-речевых
функциях. Под прикладной функцией понимаются те свойства языка и речи, которые
позволяют людям использовать их в своей внеязыковой деятельности. Эти свойства
многообразны, отсюда — многообразные области использования языка и речи в
социальной и личной жизни, другими словами, в социальном пространстве и в
индивидуально-психическом пространстве. Прикладные функции языка и речи
систематизированы в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Прикладные функции языка и речи

Области реализации функций

Функции, выполняемые

естественным языком

речью

Общественная жизнь (социальное пространство)

1.Социально-языковые

3. Социально-

речевые

Личный мир (индивидуально-психическое пространство)

2. Индивидуально-языковые

4. Индивидуально-

речевые

1. Социально-языковые функции

1а. Национально-культурная функция вытекает из сущностной
функции социальной памяти, свойственной язы­ку. Подчеркнем, что национальный
язык — это духовный генофонд народа, подобный генетическому фонду этно­са. На
этом фонде строится национальная культура.

1б. Этнообразующая функция обусловлена тем, что на­циональный
(этнический) язык входит в число необходи­мых конституирующих признаков этноса
(народа, нации). Потеря родного языка равноценна утрате этнического са­мосознания.
Отсюда — борьба национальных меньшинств за сохранение родного языка, их
протесты против навязы­вания декретами власти чуждого им «государственного»
языка. Язык, как известно, может служить средством «куль­турного империализма»
и колонизации отсталых народов.

1в. Функция основания словесного искусства, поэтичес­кого
творчества достаточно очевидна, но имеет смысл под­черкнуть связь этой функции
с происхождением нацио­нальных языков. Практически неизвестны человеческие
коллективы, говорящие на каком-либо языке, в которых отсутствовали бы
поэтические произведения на этом язы­ке. Поэзия неотделима от языка потому, что
творцами язы­ка выступают не все члены общества коллективно (один придумал одно
слово, другой — падеж и т. п.), а люди, ода­ренные поэтическим гением.
«Первоговорящий» одновре­менно и «первопоэт». На созданной «первопоэтами» и по­стоянно
обогащаемой новыми творческими вкладами язы­ковой основе стало возможно
существование современного фольклора, литературы, публицистики. По этой причине
язык предстает в работах Современных философов-эстети­ков как
культурно-эстетический феномен.

1г. Функция основания искусственных языков прояв­ляется в
том, что все искусственные языки — от химичес­ких и математических номенклатур
до языков компьютер­ного программирования и языков международного обще­ния типа
эсперанто — вводятся в оборот посредством естественных языков и переводимы на
них.

2. Индивидуально-языковые функции

Всякий человек рождается и, как правило, проводит дни свои в
атмосфере родного языка: мы не только разговариваем, но и мыслим на родном
языке, и это обстоятель­ство неизбежно накладывает свой отпечаток на личную
духовную жизнь. Можно выделить следующие функции, выполняемые естественным
языком в жизни отдельного человека:

2а. Функция социализации: овладев родным языком, человек
начинает общаться с социальным окружением, получает доступы к культурному
наследию и формиру­ется как типичный член данного общества.

2б. Мировоззренческая функция, заключающаяся в зависимости
мировоззрения социализированной личности от ее родного языка. Многообразие
языков огромно: есть языки, имеющие более 40 падежей, другие 6—8, у некото­рых
их нет вообще; есть языки, где каждое слово однослож­но, и языки, где
предложение — одно-единственное слово; в гавайском языке всего 7 согласных
звуков, в языке саамов — 53 и т. п. Поскольку язык является орудием мышления,
напрашивается вывод, что народы, использующие язык с 40 падежами, должны
мыслить как-то иначе, чем народы, вообще не знающие падежей. С 30-х годов XX
века и науке дискутируется так называемая гипотеза лингвисти­ческой
относительности, связанная с именами Э. Сепира и Б. Уорфа. Согласно этой
гипотезе, структура языка опреде­ляет структуру мышления и способ познания
внешнего мира. Китаец и североамериканский индеец по-разному понимают одни и те
же события и явления, потому что они воспринимают мир через призму своего
родного язы­ка. Гомер назвал синее Эгейское море «виноцветным». Виноградное
вино, которое пили древние греки, было зеленоватого цвета. Синий же цвет ни
разу Гомером не упо­мянут; не встречается он и на страницах Библии. Отсюда
делается вывод, что древние жители восточного Среди­земноморья не отличали
вообще синего цвета от зелено­го, голубого, возможно — фиолетового, поскольку
отсут­ствуют слова для обозначения этих цветов. Таким обра­зом, все мы являемся
пленниками своего родного языка. Зависимость этнического сознания от языка
достаточно очевидна, но продолжаются споры о границах этой зави­симости.

2в. Инструментальная функция — владение языком может
использоваться в утилитарных целях, например для чтения иноязычной литературы,
для переводческой дея­тельности, для туристического общения и т. д. К. Маркс
говорил, что иностранный язык — это оружие в жизнен­ной борьбе, очевидно, имея
в виду инструментальную функцию языка.

2г. Функция самоопределения и самовыражения. Внут­ренняя
речь, естественно, осуществляется на родном язы­ке, поэтому размышления
человека о своем Я, о личной «самости», интимная самооценка производится
средства­ми «мутер-шпрахе». Семантические ресурсы родного язы­ка играют
решающую роль в процессе поэтического само­выражения.

Анализ творческого процесса художников слова пока­зал, что
создание произведения словесного искусства идет не от идеи к слову, а само
произведение по мере его раз­вертывания проясняет для автора творческий
замысел. Художественная идея как бы вырастает из словесного фонда. Б. Л.
Пастернак в «Докторе Живаго» следующим образом описывал состояние вдохновения:
«Первенство получает не человек и состояние его души, которым он ищет
выражения, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище
красоты и смысла, сам начи­нает думать и говорить за человека и весь становится
му­зыкой». Можно сказать, что вся русская литература в спя­щем состоянии скрыта
в русском языке; литератор-чаро­дей должен расколдовать эту «спящую красавицу»
и явить ее свету. Конечно, это возможно только в том случае, если реализуется
функция 1в, функция основания словесного искусства.

Нужно отметить, что творческий процесс в сознании
представителей точных наук протекает совсем иначе. А. Эйн­штейн признавался:
«Слова, или язык, как они пишутся или произносятся, не играют никакой роли в
моем меха­низме мышления, — это некоторые знаки или более или менее ясные
образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и комбинированы.
…Обычные и обще­принятые слова с трудом подбираются лишь на следую­щей
стадии». Ясно, что в отличие от «Песни о вещем Олеге» теория относительности не
спрятана в недрах какого-либо естественного языка.

3. Социально-речевые функции

За. Регулятивная функция — управляющая сила сло­ва. В.
Маяковский провозглашал:

Я знаю силу слов,

я знаю слов набат…

В. Шефнер написал более сдержанно:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Поэты правы. Общеизвестны факты влияния слова на
физиологические и психологические процессы: вспомним внушение, заражение,
гипноз. Говоря терминами И. П. Пав­лова, вторая сигнальная система влияет на
жизнедеятельность человеческого (и только человеческого!) организ­ма не меньше,
чем первая сигнальная система, присущая животным.

3б. Магическая функция. Речевая способность издав­на
казалась людям великим даром богов, требующим ос­торожного и бережного
обращения.

Таинственная связь усматривается мифологическим со­знанием
между существом и его именем, на что неоднократ­но указывали исследователи
первобытных обществ Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, Дж. Фрэзер. Неуместное
употреб­ление имени человека или названия предмета — верят до сих пор некоторые
люди — может иметь трагические послед­ствия. Магическое слово, по их мнению,
заклинает, околдо­вывает, заговаривает, исцеляет и напускает порчу.

Зв. Контактная функция обеспечивает установление и поддержание
этикетного контакта между людьми. Обмен приветствиями, разговор о погоде, о
транспорте и т. п. — необходимые составляющие повседневного общения. Бес­содержательную
болтовню в европейской культуре предпочитают угрюмому молчанию. Правда, в
других культу­рах встречается иной этикет. Так, у североамериканских: индейцев
допускалось прийти к соседу, молча покурить полчаса и уйти.

4. Индивидуально-речевые функции

4а. Функция развития интеллекта. Использование внутренней
речи для осмысления внешних впечатлений  и самоопределения способствует
развитию рационально­го мышления, т. е. интеллекта личности.

4б. Эмотивная функция. Функция эмоциональной оценки
происходящего, эмоциональной разрядки и впе­чатляющего выражения чувств и воли
говорящего.

4в. Культурно-нормативная функция. Исторически сло­жившийся
национальный (общенародный) язык существу­ет в следующих формах: литературный
язык, народно-раз­говорная речь, территориальные диалекты, социолекты
(терминологические системы, жаргоны, кастовые языки).

Культурно-нормативная функция присуща только литера­турному
языку. Степень владения литературным языком — показатель культурного уровня
(образованности) человека. Отступления от литературных нормативов в публичных
выступлениях воспринимаются как культурная ущербность. Действительно, если речь
человека сбивчива, невежествен­на, запутана, груба, то таково, видимо, и его
мышление, ведь мыслим мы при помощи внутренней речи.

4г. Функция идентификации индивида с группой. Владение
вербальными (жаргон, слова-пароли, территориальный или социальный диалект) и
невербальными специальными значениями есть знак принадлежности к той или иной
со­циальной группе, например: медик, матрос, уголовник, пе­дагог, поэт и т. д.
Характерный эпизод: когда академику И. П. Бардину задали вопрос: «Как вы
говорите: киломЕтр или килОметр?» — он ответил: «Когда как. На заседании
Президиума Академии — киломЕтр, иначе академик Виног­радов морщиться будет. Ну,
а на Новотульском заводе, конечно, килОметр, а то подумают, что зазнался
Бардин». Здесь показательно, что академик, вышедший из заводской среды,
осознает свою принадлежность к двум различным соци­альным группам, что
отражается в речевой практике.

Перечисленные 15 прикладных функций языка и речи возможно
реализовать только благодаря сущностным ком­муникационной и мыслительной
функциям. Причем ком­муникационная функция особенно отчетливо проявляется в
функциях 1а, 16,1в, 1г, 2а, 2в, За, 36, Зв, 46,4в, 4г — всего в 12 функциях из
15; остальные три прикладных функции — 26, 2г, 4а — мировоззренческая функция,
функция самооп­ределения и самовыражения, функция развития интеллек­та тесно
связаны с мыслительной сущностной функцией.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ