4.3.1. Система документной коммуникации в XX веке :: vuzlib.su

4.3.1. Система документной коммуникации в XX веке :: vuzlib.su

123
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.3.1. Система документной коммуникации в XX веке

.

4.3.1. Система документной коммуникации в XX веке

Документная коммуникация соответствует элементар­ной схеме
коммуникационной деятельности (рис.1.1) только в случае непосредственной
переписки между ком­муникантом и реципиентом. Появление почты означает
подключение посреднического звена. Если же коммуни­кант использует издательские
службы для публикации своего произведения, а реципиент обращается в книжный
магазин или библиотеку, чтобы получить это произведе­ние, требуются специальные
посреднические службы, дру­гими словами, — социально-коммуникационные институ­ты
(СКИ), обладающие профессиональными кадрами и материально-техническими
средствами. В документально-коммуникационную систему (ДОКС) входят институты
документной коммуникации и документные каналы. В книговедческой и
библиотечно-библиографической лите­ратуре ДОКС называют «система документ —
потреби­тель», «система книга — читатель».

Основными институтами документной коммуника­ции,
существующими в наше время, являются (для упро­щения картины оставляем в
стороне музеи и машиночи­таемые фонды):

• архивы,

• библиографические службы,

• библиотеки,

• издательства и типографии,

• книжная торговля,

• реферативные службы.

Основными документными каналами, согласно типи­зации
документов в разделе 3.4, являются:

• каналы опубликованных документов, предназначен­ных для
широкого общественного пользования и размно­женных с этой целью
полиграфическими средствами;

• каналы неопубликованных (в том числе — непубли­куемых)
документов, представляющих собой рукописи, машинописи, графику, живопись.

Целевое назначение ДОКС сводится к достижению следующих
целей:

• обеспечивать творчески одаренным членам обще­ства
возможность включения своих произведений в до­кументированную социальную
память;

• сохранять документированную социальную память как
овеществленную часть культурного наследия общества;

• обеспечивать общественное использование овеще­ствленной и
документированной части культурного на­следия в интересах общества.

Для достижения этих целей нужно решить следующие задачи:

• обобществления исходных сообщений (рукопи­сей),
поступающих от творческих личностей, включая их смысловую оценку,
редакционно-издательского оформле­ния, полиграфического тиражирования, т. е.
преобразова­ния рукописи в документ общественного пользования (ДОП), часто
называемый «первичный документ», или направления ее в фонд архивных документов
(ФАД);

• смысловой обработки ДОП (свертывание и разверты­вание) для
более полного их использования; другими сло­вами, преобразования первичных
документов во вторичные;

• формирования и долговременного хранения фондов
общественного пользования (ФДОП);

• распространения первичных и вторичных докумен­тов в
режимах постоянного оповещения или справочного обслуживания.

Принципиальная схема ДОКС, решающей перечис­ленные задачи,
представлена на рис. 4.5. ДОКС выступа­ет в качестве посреднического звена
между коммуникан­том К и реципиентом Р. Выделен контур обобществления (верхняя
часть рисунка), где располагаются архивные и редакционно-издательские институты
(А), и контур обра­ботки, хранения, распространения (нижняя часть рисунка), где
располагаются книготорговые, библиотечно-библиографические, реферативные службы
(Б), предоставляющие в конечном счете реципиентам посреднические услуги в виде:
первичных ДОП (книжная торговля и библиотеки), вторичных документов
(библиографические и рефератив­ные службы), рукописей (Рп), полученных из
архивов.

Сфера идеальной реальности — область бытия личност­ных
сознаний, неовеществленной социальной памяти (НВСП), профессиональных сознаний
(ПС), принадлежа­щих соответственно работникам контура обобществления (ПС-А) и
работникам контура обработки, хранения, распро­странения (ПС-Б). На
профессиональное сознание работни­ков ДОКС оказывают воздействие органы
управления (го­сударственная власть, церковь, общественные организации).

Сфера идеального противополагается сфере матери­ального,
охватывающей:

• МЭР — мир эмпирической (объективно существу­ющей и
чувственно воспринимаемой) реальности, к ко­торому относятся живая и неживая
природа, обществен­ное; и личное бытие;

• овеществленная социальная память, включающая
документированную часть в виде фондов документов.

Движение смыслов в ДОКС происходит следующим образом. МЭР
служит объектом познания и практической деятельности, которые осуществляются
коммуникантом (вектор 1). Для того чтобы добиться обобществления (об­щественного
признания) своих достижений путем их пуб­ликации, коммуникант должен
подготовить рукопись (Рп) (вектор 2), которая по каналу неопубликованных
докумен­тов (вектор 3) поступает для рассмотрения в службу обоб­ществления,
например в редакцию журнала. Сотрудники редакции, руководствуясь
профессиональным кодексом и указаниями органов управления (вектор 5), решают
судь­бу рукописи. Если ее содержание признается достойным обобществления,
коммуникант приобретает статус элемен­та социальной коммуникационной системы
(автор, отпра­витель информации, генератор идеи). Если Рп отклоняет­ся, она
поступает в фонд архивных документов (ФАД), от­куда ее в принципе можно извлечь
по требованию.

Службы обобществления А располагают нужными ма­териально-техническими
средствами для соответствую­щего оформления, тиражирования и подготовки к обще­ственному
пользованию принятой рукописи. В результа­те их усилий появляются публикации —
документы общественного пользования (ДОП). ДОП может пред­ставлять собой любой
вид издания (статья, монография, сборник, листовка) или вид литературы
(научная, учеб­ная, справочная, официальная, художественная, детская и пр.).
Таким образом достигается одна из целей ДОКС: обеспечить творчески одаренным
людям возможность включения своих произведений в документированную со­циальную
память.

ДОП воздействует на общественное сознание, т. е. не­овеществленную
социальную память (НВСП), и если его содержание оказывается понятным и
общественно значи­мым, в общественном сознании происходят какие-то изменения.
Собственно говоря, в этих изменениях и состо­ит конечный эффект обобществления
того смысла (зна­ния, эмоционального настроения, стимула), который побудил
коммуниканта к активности. Общественно признанные смыслы начинают циркулировать
в сознании общества (вектор 11), доходя до сведения К и Р. Если от­дельный ДОП
не оказал никакого воздействия на совре­менников (случай нередкий), он все-таки
попадает на веч­ное хранение в архив печати или в фонды национальных библиотек
в надежде на реанимацию в будущем.

Рис. 4.5. Документная коммуникационная система (ДОКС)

Теперь проследим последовательность действий кон­тура обработки,
хранения и распространения. Вновь появившейся ДОП является объектом изучения
(вектор 7) профессионалами, обладающими ПС-Б, в соответствии с их
профессиональными обязанностями и указаниями органа управления (вектор 5). На
базе этого изучения и соответствующей оценки осуществляются:

• заказы партий литературы книготорговыми организациями;

• комплектование библиотечных фондов (ФДОП);

• смысловая обработка ДОП, в результате которой создаются
«вторичные документы» в виде библиографических пособий, реферативных журналов,
обзоров лите­ратуры в печатном или машиночитаемом виде (вектор 8).

Обслуживание потребителей (ОП) осуществляется сотрудниками
институтов Б, обеспечивающими распро­странение документов (обслуживание
реципиентов). По каналу 9 предоставляются ДОП, продукты их обработки, архивные
документы, поступившие по каналу 10. Разумеется, не исключается межличностная
коммуникация К и Р (вектор 12). Надо полагать, что почерпнутые из доку­ментов
знания, эмоции, стимулы обогатят сознание реци­пиента, что не может не
сказаться положительно на его практике взаимодействия с МЭР (вектор 13). Таким
об­разом достигается цель, стоящая перед ДОКС: обеспечить общественное
использование документированной части культурного наследия в интересах
общества.

Наконец, терминологическое уточнение. В практике
коммуникационного обслуживания получили распростра­нение термины «первичный
документ», «первичный доку­ментальный поток», «канал первичных документов» и —
соответственно — вторичные документы, потоки, каналы. Нам также пришлось
обратиться к этим терминам в настоящем разделе. Поскольку «первичность» и
«вторичность» — понятия относительные, зависящие от приня­того порядка счета,
указанные термины толкуются по-раз­ному разными авторами, и каждое толкование
по-своему оправдано.

Возможны три точки зрения.

Книговедческая: первичными документами являют­ся все
первоиздания (оригиналы), а вторичными — их пе­реиздания, копии; например,
репринт — явно «вторич­ный» документ.

Гносеологическая: первичны документы, несущие не известные
ранее факты и концепции, что свойственно на­учно-техническим отчетам, патентам,
диссертациям, на­учным монографиям, а вторичны — компилятивные пуб­ликации, к
которым относится учебная, справочная, научно-популярная литература.

Библиографическая: все произведения письменнос­ти и печати,
содержание которых не сводится к библио­графической информации
(библиографическая информа­ция — критерий отграничения библиографических явле­ний
от небиблиографических) относятся к первичным, а библиографическая продукция —
к вторичным докумен­там. Так, объектами библиографирования в равной сте­пени
служат первоиздания и переиздания, научные мо­нографии и учебники.

Мы придерживаемся последнего подхода, потому что
книговедческий и гносеологический подходы не дают ос­нования для формирования
самостоятельных документно-коммуникационных образований, и библиографичес­кий
подход оказывается продуктивным в этом отношении. Он позволяет выделить два
уровня документной комму­никации:

• первично-документный уровень, на котором представ­лены опубликованные
документы общественного пользова­ния с соответствующими каналами; этот уровень
— область библиотечной, архивной, музейной деятельности;

• вторично-документный или документографический уровень —
область библиографической деятельности, ис­пользующей рукописные
(неопубликованные) библио­графические материалы, библиографические издания,
библиографические базы машиночитаемых данных. Таким образом, библиография в
наши дни имеет дело с тре­мя документными каналами: канал рукописей, канал по­лиграфический
и канал машиночитаемых документов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ