4.4.1 Маршалл Маклюэн — пророк электронной коммуникации :: vuzlib.su

4.4.1 Маршалл Маклюэн — пророк электронной коммуникации :: vuzlib.su

10
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.4.1 Маршалл Маклюэн — пророк электронной коммуникации

.

4.4.1 Маршалл Маклюэн — пророк электронной коммуникации

Маршалл Маклюэн (М. McLuhan) (1911―1980), ка­надский
профессор, первоначально специализировавший­ся в области английской литературы,
а с 50-х годов по­святивший себя философии социальной коммуникации. В 60-е годы
одна за другой вышли в свет его блестяще на­писанные и оригинально оформленные
книги «Галактика Гутенберга» (1962 г.), «Медиум — это Послание» (1967 г.), «Война и мир в глобальной деревне» (1968 г.), которые принесли ему мировую славу и имидж
«пророка из То­ронто». Пророческий дар М. Маклюэна проявился не только в
афористичной форме его изречений, но и в тех картинах прошлого и будущего
социальной коммуника­ции, которые рисовала его научная интуиция, а расцве­чивала
пылкая фантазия.

Главное кредо веры (методологический принцип) уче­ния М.
Маклюэна можно сформулировать так: духовный и материальный прогресс
человечества определяют не ору­дия труда или освоение природы, не экономика,
политика или культура, а технология социальной коммуникации, т. е.
коммуникационные каналы, которыми располагают люди. В зависимости от
доминирующих средств массовой коммуникации (mass media) история человечества
делит­ся на четыре эпохи:

• Эпоха «дописьменного варварства» характеризует­ся
наивно-непосредственным отношением людей к окру­жающей среде. Их высшим
коммуникационным достиже­нием была членораздельная речь, воспринимаемая слу­хом,
отсюда — формирование «человека слушающего». «Человек слушающий», использующий
естественные коммуникационные каналы, жил в открытом акустичес­ком
пространстве, был лично сопричастен происходящим вокруг событиям, что
способствовало гармоническому развитию его психического мира.

• Эпоха письменной кодификации нарушила духовную гармонию и
«сенсорный баланс» неграмотного варвара; те­перь в коммуникации главенствует не
слух, а зрение, не акустическое сообщение, а умопостигаемые тексты, зако­дированные
письменами. Приобщение к умственным опе­рациям кодирования-декодирования
смыслов сделало человека рационалистическим и расчетливым «сторонним
наблюдателем исторического процесса». На смену племен­ному братству пришла
феодальная раздробленность (детрибализация). Однако вплоть до XV века ороакустический
(устный) и визуальный (письменный) каналы коммуникации находились в условиях
равновесия.

• Эпоха Гутенберга окончательно покончила с при­родной
гармонией первобытного человека. Наступила «типографская эра», давшая
возможность обращаться к массовой «безличной» аудитории. Человек становится
«умнее» не за счет общения с другими людьми, а за счет индивидуального чтения.
Вместо «человека слушающе­го» появляется «человек смотрящий», у которого атро­фированы
все сенсорные каналы — слух, обоняние, ося­зание, вкус, зато гипертрофировано
зрение. Личное мыш­ление все больше уступает место ориентации на печатное слово
и «книжные» авторитеты. Люди стали доверять «мертвой букве» больше, чем живому
слову, отчуждение приобрело в обществе угрожающие масштабы. Зависи­мость людей
от продукции «Гутенберговской Галактики» привело к печальным последствиям. По
мнению М. Маклюэна, массовые политические и религиозные движения, кровавые
революции, мировые войны — все это следствие гипнотического воздействия
печатных изданий. Такие уродливые черты европейской цивилизации, как индиви­дуализм,
эгоизм и всеобщее отчуждение, национализм и безбожие, информационные перегрузки
и психические расстройства, объясняются длительной монополией кни­ги как
господствующего средства коммуникации.

• Современная эпоха — синтез «человека слушающе­го» и
«человека смотрящего» (стадия постнеокультуры). Электрические и электронные
средства связи, по словам М. Маклюэна, это «коммуникационная революция» в
истории человечества. Характерная особенность современных коммуникационных
средств в том, что они ока­зывают воздействие не на отдельные органы чувств, а
на всю нервную систему человека. Окружающая реальность снова предстает в своей
живой конкретности, а человек получает иллюзию соучастия в текущих событиях. К
лю­дям возвращается «сенсорный баланс» эпохи дописьменной коммуникации.
Электронные технологии общения спо­собствуют слиянию мифологического
(непосредственного) и рационалистического (опосредованного) способов воспри­ятия
мира, создают предпосылки для целостного развития личности. «Электронная
галактика» влечет «ретрибализацию» существующих обществ и на новой
технологической основе воспроизводит «первобытное единство коллективно­го
сознания», превращая нашу планету в единую «глобаль­ную деревню». В этой
«деревне» не будет индивидуализма и национализма, отчуждения, агрессивности и
военных кон­фликтов. Грядущая всемирная цивилизация, — пророчил М. Маклюэн, —
будет обществом «гармоничной коммуникации» и «образного мышления», являющихся
непре­менным условием формирования высших культур.

М. Маклюэн формулировал свои предвидения в 60-е годы,
отталкиваясь от потенциала телевидения, появив­шегося в это время. Он
предсказывал закат «Галактики Гутенберга» и появление гармоничного «хомо
телевизионис». Он не учитывал перспективы компьютерной тех­ники, ибо в его
время она еще не стала коммуникацион­ным инструментом; не было персональных
компьютеров, банков данных с дистанционным доступом, электронной почты,
«мировой паутины» Интернет. Но Маклюэн пред­видел появление «гипермедиа» —
единства звука, стати­ческих и динамических изображений, реализованного в
системах мультимедиа. С позиции метатеории социаль­ной коммуникации большой
интерес представляют его периодизация коммуникационных «эпох» и выводы о
воздействии коммуникационных технологий на человечес­кую историю, правда,
скорее напоминающие наивные уто­пии, чем научные прогнозы. Тем не менее есть
основание считать Маршалла Маклюэна пророком электронной коммуникации.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ