4.4.4. Глобальная коммуникационная система Интернет :: vuzlib.su

4.4.4. Глобальная коммуникационная система Интернет :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.4.4. Глобальная коммуникационная система Интернет

.

4.4.4. Глобальная коммуникационная система Интернет

История возникновения Интернет такова. В конце 60-x ―
начале 70-х годов Агентство перспективных разра­боток Министерства обороны США
создало компьютер­ную сеть, охватывающую все научные центры страны (в основном
— университеты), для обеспечения информаци­онного обмена между ними и
сохранения ценной инфор­мации в случае поражения некоторых из этих центров во
время ядерной войны. Была разработана технология свя­зи между сетью и компьютером
посредством протоколов, которая используется до сих пор. Постепенно
компьютерная сеть охватила все вузы США, к ней подключились ча­стные
информационные и почтовые системы, различные образовательные, гуманитарные и
коммерческие службы.

В начале 90-х годов в Европейском центре ядерных ис­следований
в Женеве Тим Бернерс-Ли разработал техно­логию «Всемирной паутины» (World Wide
Web = WWW). В эту «паутину» вошли организации различных стран, и Интернет стала
международной, в принципе — глобальной компьютерной сетью. Но она была не
общедоступным, а элитарным коммуникационным средством.

Во второй половине 90-х годов происходит взрывоподобное
развитие сети Интернет и связанных с нею комму­никационных технологий. В конце
XX века в Интернете насчитывалось более 300 млн. постоянно подключенных к ней
серверов. Сервер — компьютер несколько большей мощности по сравнению с обычным
персональным ком­пьютером, который служит физическим носителем ин­формации,
доступной пользователя Сети. Интернет, по общему мнению, превращается в
виртуальное государ­ство со своей собственной «киберкультурой», территори­ей и
населением, не зависящим от национальных или по­литических границ.

Россия, несмотря на кризисное состояние науки и экономики, с
1995 г. подключилась к Всемирной паути­не. В 1999 г. были сотни коммерческих провайдеров — владельцев серверов и региональных
научно-образовательных сетей, обеспечивающих доступ к Интернет прак­тически во
всех крупных городах России. Особенно боль­шую и активную деятельность по
внедрению Интернет в России развернул Институт «Открытое общество» (фонд
Сороса).

Дефиниция Интернет вытекает из сущностных функ­ций, присущих
сети, а именно:

• Интернет ―  глобальный коммуникационный канал,
обеспечивающий во всемирном масштабе передачу муль­тимедийных сообщений
(коммуникационно-простран­ственная функция);

• Интернет — общедоступное хранилище информации, всемирная
библиотека, архив, информационное агентство (коммуникационно-временная
функция);

• Интернет — вспомогательное средство социализации и
самореализации личности и социальной группы путем общения с заинтересованными
партнерами, всепланетный клуб деловых и досуговых партнеров.

Исходя из сказанного, получаем дефиницию: Интер­нет —
глобальная социально-коммуникационная компью­терная сеть, предназначенная для
удовлетворения лично­стных и групповых коммуникационных потребностей за счет
использования телекоммуникационных технологий. В этой дефиниции учтены
следующие отличительные при­знаки Интернет:

• социально-коммуникационная сущность сети, обус­ловленная коммуникационно-пространственной
и комму­никационно-временной функциями, т. е. способностью обеспечивать
движение смыслов в социальном простран­стве и времени;

• предназначенность для удовлетворения коммуника­ционных
потребностей не общества в целом, а отдельных личностей и социальных групп,
обусловленных их стрем­лением к социализации и самореализации;

• вхождение в систему электронной коммуникации, благодаря
использованию компьютерной базы и телеком­муникационных технологий;

•   глобальные масштабы Сети.

Не касаясь технологических подробностей, перечис­лим
основные технические решения и термины, при­нятые в Интернет.

WWW — Всемирная паутина представляет собой пространственно
распределенную информационно-поисковую систему, состоящую из следующих
элементов:

информационных ресурсов в виде: Web-страниц, представляющих
собой адресованные (имеющие однозначный адрес) машиночитаемые документы,
содержащие текст, графическую информацию, в том числе — многоцветные
изображения, и ссылки на другие документы, как-то связанные с данным; система
ссылок образует гипертекст, облегчающий информационный поиск; сайтов — совокуп­ности
страниц, принадлежащих частному лицу или орга­низации и размещенных на
каком-либо сервере; сайты (от англ. site — участок) имеют свои адреса; на одном
сервере мо­жет размещаться несколько сайтов; каталогов и файлов — средств
организации информационных ресурсов;

информационно-поисковых языков словарного и
классификационного типа, служащие для поиска инфор­мации по ключевым словам и
индексам иерархических классификаций (русскоязычные поисковые системы Рамблep,
Апорт, Индекс, Ау; англоязычные — Altavista, Info-seek и др.);

логических операций, используемых при поиске с помощью
операторов И, ИЛИ, НЕ, а также расширении поисковой зоны путем отбрасывания окончаний
и суф­фиксов слов;

технических средств реализации в виде серверов с
размещенными на них сайтами и страницами и средства­ми проводной и радиосвязи,
образующими узлы и глобаль­ную cmpукmypy сети;

программного обеспечения, включающего протоко­лы, регламентирующие
обмен информацией между ком­пьютерами (интерфейс), систему адресов компьютеров,
сайтов, документов, страниц, гипертекстовые языки для описания содержания
документов, специальные програм­мы для движения в Сети (браузеры, или
навигаторы) и др.

Несмотря на постоянное повышение «дружелюбия» и комфортности
диалога с Интернет, тематический поиск релевантных страниц в информационных
ресурсах Пау­тины нисколько не проще традиционного библиографи­ческого
разыскания и требует огромного трудолюбия, настойчивости, логичности мышления,
интуиции, цепкой памяти, которыми всегда отличались профессиональные
библиографы. Однако Интернет — не только информаци­онно-поисковая система; он
решает задачу, которая совер­шенно не свойственна ИПС: он формирует виртуальные
клубы духовно близких пользователей Сети. Этой цели служат телеконференции,
списки рассылки, наконец, чаты (chat — англ. болтовня).

Характерным фактом виртуальной коммуникации является
заявление в 1998 г. Радикальной Эсперанто Ас­социации о формировании «сетевого
этноса». «Мы убеж­дены, — заявляют инициаторы, — что не только территория
делает возможным существование государства, но также культура, самосознание.
Сегодня исторический рост нашей культуры обязывает нас сделать качественный ска­чок
в развитии нашего сообщества через создание своей Конституции и своего
Правительства… Интернет позво­ляет сделать все это без расходов на постоянные
очные встре­чи». При этом они ссылаются на то, что «число говорящих на
эсперанто в Европе достигает 10 млн. человек и превы­шает население многих
европейских государств».

Использование Интернет, по сути дела, представля­ет собой
реализацию прикладных функций Сети. Не будем рассматривать коммерческую
эксплуатацию, а обратим­ся к бесприбыльным областям применения Интернет.

А. Образование. Учителя общеобразовательных школ охотно
используют Интернет для общения друг с другом и с родителями своих учеников,
для обмена профессио­нальным опытом, иногда обращаются к ресурсам Сети, чтобы
обогатить содержание уроков, но многие педагоги настороженно относятся к
стремлениям детей углубить­ся в виртуальное пространство Интернет, опасаясь
неже­лательных последствий. Другое дело — средняя специаль­ная и высшая школа.

Здесь активно разрабатывается идея дистанционного обучения,
суть которого состоит в замене физического пе­ремещения студентов к источникам
знания на виртуаль­ное перемещение знаний к студентам. Дистанционное обучение
особенно привлекательно для заочного образования. Большинство вузов имеет в
Интернет свои сайты, где размещаются не только рекламно-ознакомительные
материалы, но и электронные версии учебных пособий, методические материалы,
контрольные задания и т.д. Существуют привлекательные проекты виртуальных
вузов, предусматривающие мобилизацию лучших преподавателей и специалистов
региона для участия в педагоги­ческом процессе.

Б. Библиотеки используют телекоммуникационные воз­можности
Интернет: 1) для обслуживания читателей в ре­жиме теледоступа, без посещения
читальных залов; правда, авторское право не допускает размещение на
библиотечных серверах текстов первоисточников, но зато поиск инфор­мации в
электронных справочниках, энциклопедиях и библиотечных каталогах вполне
доступен; 2) для библиотеч­ной кооперации в виде обращения к электронным катало­гам
других библиотек, скачивания библиографических записей из центра каталогизации,
передачи фрагментов баз данных, заказа литературы в книжных магазинах,
книгообмена и др.; 3) для развития профессиональных кон­тактов с отечественными
и зарубежными коллегами пу­тем: электронной почты, подписки на тематические лис­ты
рассылки, телеконференций и т. п. Библиотечные работники высоко оценивают
колоссальные информаци­онные ресурсы Интернет, но склонны рассматривать их как
дополнение к справочно-библиографическим фондам, а не как их замену.

В. Музеи используют свои серверы для предоставле­ния
следующих услуг: справки об адресах, часах работы, телефонах; предварительный
заказ билетов и организация экскурсий, публикация анонсов выставок и коллекций;
проведение дискуссий специалистов и любителей искус­ства и др. Реализуется
проект «Музеи России», который ставит задачи: открыть миру Российское
культурное на­следие, способствовать росту культурного туризма в Рос­сию;
развивать дистанционное образование; формировать среду общения для музейных
специалистов. Создан «Все­российский реестр», включающий более двух тысяч му­зеев,
многие музеи располагают сайтами, раскрывающи­ми их экспозиции.

Г. Здравоохранение в Интернет впечатляюще пред­ставлено
телемедициной. Телемедицина — это использо­вание телекоммуникаций и
компьютерной технологии в сочетании с опытом специалистов-медиков для оказания
врачебной помощи в отдаленных районах, в любое время суток и при любой погоде.
Телемедицина незаменима в чрезвычайных (ургентных) обстоятельствах и при ката­строфах.
Кроме телемедицины, Интернет используется для распространения медицинских
знаний, фармакологи­ческой информации, экологического мониторинга и под­держания
экологической безопасности.

Д. Трудоустройство облегчается с помощью баз данных
Интернета, где собраны сведения о компаниях-работода­телях, об имеющихся
вакансиях и требованиях к соискате­лям. Кроме того, есть банк биржи труда, куда
работник мо­жет включить свои предложения по трудоустройству. Бла­годаря Сети,
— утверждают американские специалисты, — «вы почти всегда можете найти рабочее
сообщество, кото­рое вам подходит, если дадите себе труд поискать его».

Е. Гражданские инициативы. Виртуальное простран­ство
Интернет — прекрасное поле для развертывания гражданских инициатив независимо
от официального одобрения. Характерный пример — использование Интернет
российскими правозащитниками.

Надо признать, что мнения относительно значимости и
перспектив Интернет не отличаются единодушием: одни видят в нем миф о
демократическом равенстве, о гармо­нии личности и власти; другие рассматривают
его как мощное средство интеллектуального и духовного разви­тия людей; третьи
усматривают в нем стимул для пробуж­дения социальной активности. Энтузиасты
придумали интернетовский шлягер, где есть слова:

Для нас сомнений больше нет,

Что миром правит Интернет.

Познать поможет целый свет

И на любой вопрос ответ

Тебе подскажет Интернет.

Исчезни тьма! Да будет свет

С простым названьем — Интернет!

Феномен Интернет — привлекательный предмет для
метатеоретических обобщений. Источниками материала для обобщающих выводов могут
служить конкретные (частные) науки, изучающие различные аспекты явления
Интернет.

• Философско-исторический аспект. С точки зрения
историософии (философии истории) очевидно, что появ­ление глобальной
коммуникационной сети — убедитель­ный аргумент в пользу формирования Всемирной
инфор­мационной цивилизации, т. е. постиндустриальной инфор­мационной культуры.
Во-первых, Сеть транснациональна, она преодолевает государственные и
национальные грани­цы, способствуя диалогу и сближению народов; во-вторых, она
способствует интеграции национальных и региональ­ных экономических зон в
глобальную экономику; в-тре­тьих, она способна сосуществовать с разными
политичес­кими режимами, культурными и языковыми различиями; в-четвертых, она
может стать платформой для формиро­вания всемирного универсума знаний
человечества и все­мирного дистанционного университета. По мнению некоторых
мыслителей, Интернет способствует становлению новой формы существования
человека — виртуальных социумов, которые в перспективе сольются в глобальное
виртуальное общество.

• Организационно-управленческий аспект. Главный
организационно-управленческий принцип Сети, создаю­щий ей репутацию абсолютно
демократического институ­та, заключается в децентрализации, в отсутствии верхов­ного
управленческого органа и иерархии власти. Правда, есть уровень начальных
организаторов-управленцев — это провайдеры. Провайдер — владелец фрагмента
виртуаль­ного пространства, который взимает с клиентов плату за пользование
доступом к Сети, но никак не ограничивает содержание их диалогов. Если
провайдер по тем или иным причинам не устраивает клиентов, они могут
расторгнуть заключенное с ним соглашение и перейти к другому соб­ственнику
виртуальной области. Насколько устойчива и эффективна подобная организация,
чтобы служить осно­вой для формирования глобального сообщества?

• Этико-правовой аспект обусловлен противоречиво­стью
идеологии Сети: с одной стороны, — полная гласность и открытость, свобода слова
и самовыражения; с другой стороны — неприкосновенность частной жизни,
соблюдение этических норм, исключение насилия. Дело в том, что абсолютная
гласность неизбежно приводит к нарушению privacy — неприкосновенности частной
жиз­ни. Отслеживая поведение того или иного клиента в Сети при покупках,
путешествиях, лечении, общении и т. д., можно синтезировать интимный облик
человека, вовсе не предназначенный для публикации. Есть мошенники, ко­торые
таким образом собирают и продают компромат на известных людей. Открытость Сети
способствует распро­странению по всему миру клеветы и дезинформации, что
провоцируется анонимностью авторов, входящих в Сеть. Для детей и юношества,
образующих широкую аудиторию Сети, нравственно опасны порнографические,
сексуальные, насильнические сайты, которыми переполнено про­странство
Интернета. В целях защиты детей на персональных компьютерах устанавливаются
фильтры, ведущие селекцию информации, поступающей извне. Но эффективность такой
«домашней цензуры» очень сомнительна.

Нерешенной проблемой глобальной Сети остается со­блюдение
авторского права. Согласно юридическим нор­мам, только владелец авторского
права на интеллектуаль­ную собственность типа полиграфического издания (книги)
или виртуального документа имеет право делать с них копии. Прочим людям
предписано ограничиваться небольшими выдержками с обязательной ссылкой на
первоисточник для целей цитирования, комментирования, пародии и т. п. Но в
настоящее время нет средств для того, чтобы защищать интеллектуальные
произведения от несанкционированного копирования и распространения.

• Социальный аспект — это осмысление круга пользователей
Сети. В первый период становления Интернет это были профессионалы-технократы и
компьютерная «боге­ма», создавшие физическую структуру Сети и ее программ­ное
обеспечение. Ныне к ним присоединились менеджеры и бизнесмены, служащие,
преподаватели и студенты, а также коллективные пользователи — банки, больницы,
фирмы, университеты и школы, средства массовой ком­муникации, библиотеки, музеи
и пр. Для этих пользовате­лей Интернет — удобный и незаменимый рабочий инстру­мент,
позволяющий успешно решать производственные или учебные задачи. Сложилась
третья группа — субкуль­турное сообщество пользователей Интернет, для которых
Сеть — не вспомогательный инструмент деловой активно­сти, а жизненная среда, с
которой связаны жизненные смыс­лы личности, место самореализации человека.

• Психологический аспект особенно отчетливо про­является при
изучении субкультурного сообщества, состо­ящего главным образом из молодежи, не
достигшей 30 лет. Виртуальная реальность при глубоком погружении воз­действует
на все органы чувств человека, а также на его воображение и мышление. Сознание
раздваивается из-за постоянных переходов от виртуального мира к реально­сти, и
наоборот. В результате трансформируется духов­ный мир человека, его образ мысли
и образ жизни. У него появляется ряд психических новообразований — интере­сов,
мотивов, установок, стремлений, целей, ориентиро­ванных на виртуальность.
Психиатры обращают внимание на появление таких психических отклонений как
тревож­ность при работе с компьютером, Интернет-зависимость, хакерство,
поглощенность компьютерными играми, социальная инфантильность. Особую
озабоченность психоло­гов и педагогов вызывает проблема «Интернет и дети».

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ