4.5. Древо коммуникационных каналов :: vuzlib.su

4.5. Древо коммуникационных каналов :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.5. Древо коммуникационных каналов

.

4.5. Древо коммуникационных каналов

В разделе 4.1, открывавшем настоящую главу, произведен обзор
эволюции коммуникационных каналов (рис. 4.1), начиная стадией пракультуры и
заканчивая нынешней электронной коммуникацией. Поскольку новые каналы, например
письменность или кино, возникали не на пустом месте, а на основе
предшествовавших каналов, возникает вопрос о преемственности коммуникационных
ка­налов. Хомо сапиенс получил в наследство от своих предков-пралюдей два
канала устной коммуникации — невербальный и вербальный, к которым вскоре, т. е.
в период верхнего палеолита (40―15 тыс. лет назад), присоедини­лись
искусственные иконический и символьный каналы. Таким образом, в каменном веке,
на стадии археокультуры, возникли четыре исходных канала. В недрах этих каналов
в виде первобытного искусства образовались худо­жественные каналы, которые
невозможно обособить: музыка и танец слиты с невербальным каналом; поэзия и
риторика — продукты вербального канала; живопись вы­росла из иконической
графики, а скульптура — из амуле­тов, талисманов и прочих вещественных
символов.

Подлинной коммуникационной трансформацией было зарождение в
III тыс. до н. э. письменности, т. е. об­разование нового коммуникационного
канала. Канал пись­менной документации возник на базе иконического канала путем
бифуркации последнего. Бифуркация («фуркация» лат. разделение) — раздвоение,
разветвление, разделение чего-либо на две части: в географии бифурка­цией
называют разделение реки на два русла, которые в дальнейшем не сливаются; в
анатомии — разделение труб­чатого органа на две ветви, например, трахеи на два
брон­ха; в педагогике — разделение класса на два потока, изу­чающих разные
иностранные языки и т. п.

Бифуркация в документных каналах продолжалась и дальше: в XV
веке произошла бифуркация письменнос­ти, в результате которой появился канал
книгопечатания; в XIX веке из книгопечатания выделился канал прессы, основанный
на машинной технике, а в XX веке средством массовой коммуникации стали
компьютерные сети (вспомним Интернет).

Замечательная особенность бифуркации документной
коммуникации состоит в том, что она инициировала бифуркации в каналах устной
коммуникации. Письмен­ность была изобретена жрецами для записи в священных
книгах Откровений Бога, переданных людям через про­роков, а также учений о Боге,
о мире, вере, спасении. За­писи эти производились на пророческих (апостольских)
языках, которые лексически и грамматически удалялись от разговорной речи. В
христианской Европе пророчес­кими языками почитались греческий и латинский, у
пра­вославных славян — церковнославянский (старославян­ский). Пророческие языки
использовались при богослу­жениях, поэтому они относятся к устной коммуникации;
вместе с тем их можно считать первыми литературными языками. Собственно
литературные языки в качестве на­ционально принятой нормы культурной речи (как
устной, так и письменной) образовались в европейских странах на стадии
неокультуры. В литературных культурно-нор­мативных языках нашел отражение не
только опыт пись­менной речи, но и опыт художественного устного слова (фольклор),
хранящийся в неовеществленной социальной памяти. Формирование литературных
языков — бифур­кация вербального канала.

Явление бифуркации каналов устной коммуникации продолжалось
и дальше согласованно с бифуркациями документных каналов. Книгопечатание не
довольствова­лось литературным языком, оно вызвало к жизни искус­ственные языки
(математическая, химическая символи­ка, впоследствии — языки международного
общения типа эсперанто). Параллельно с книгопечатанием человечество освоило еще
один недокументный канал получения зна­ний — познавательные путешествия, т. е.
пространственная коммуникация не ради торговли или войны, а ради позна­ния.
Великие географические открытия, начатые X. Колум­бом, открыли этот канал, в
наши дни продолженный кос­монавтами и туристами. Появление технических каналов
для дистанционной передачи звука (телефон, радио), а за­тем — движущегося
изображения (телевидение) — свидетельства бифуркаций в каналах устной
коммуникации. Таким образом обнаруживаются четыре бифуркации:

Бифуркация  I ―  появление письменности и
литературного языка;

Бифуркация II — изобретение книгопечатания и великие
географические открытия;

Бифуркация III — промышленный переворот, обусловивший
появление первичных технических каналов, в том числе машинной полиграфии,
фотографии, телефона;

Бифуркация IV— научно-техническая революция XX в., вызвавшая
к жизни электронную коммуникацию — телевидение и компьютер.

Преемственность между каналами устной коммуника­ции (правая
часть) и документной коммуникации (левая часть) иллюстрирует рис. 4.7.

Комментарии к рисунку:

• Хронологическая шкала построена в десятично-ло­гарифмическом
масштабе: четыре деления этой шкалы, представленные на рисунке равными
отрезками, имеют цену деления, отличающуюся десятикратно. Первое деление охватывает
100 лет — от 2000 до 1900 гг.; второе де­ление охватывает 1000 лет  —  от 1900
до  900 гг.; третье деление соответствует 10000 лет — от 900 н. э. до 9000 до
н. э. (―9000); четвертое деление соответствует 100000 лет. Бла­годаря
десятично-логарифмическому  масштабу удалось в обозримом виде представить всю
историю человечества: от появления неантропа 40 тыс. лет назад (конец
пракультуры и начало археокультуры) до наших дней — перехода к постнеокультуре.

• На рисунке не воспроизведены синтетические каналы,
соответствующие театру, кино, мультимедиа.

• «Традиционными» считаются каналы, образовавши­еся до XIX
века, а каналы индустриальной неокультуры именуются «нетрадиционными».

Рис. 4.7 при всей его нарочитой схематичности, а может быть,
благодаря ей, позволяет легко распознать несколько соотношений, имеющих
характер закономерностей эволю­ции социальных коммуникаций.

• Закон кумуляции коммуникационных каналов (за­кон ККК).
Если принять за точку отсчета четыре исход­ных канала, то двигаясь вдоль
хронологической шкалы, обнаруживаем прогрессию роста: 4, б, 8, 10, 12, которая
представляет собой классическую арифметическую про­фессию. Закон ККК читается
так: по ходу цивилизационного процесса коммуникационные каналы увеличивают­ся в
арифметической прогрессии с основанием 2. При этом можно предположить, что
материальные затраты обще­ства на обеспечение коммуникаций (технические сред­ства,
капитальные вложения, кадровые ресурсы) увели­чиваются не в арифметической, а в
геометрической про­гессии, и в постнеокультурном информационном обществе будут
поглощать львиную долю национального бюджета.

Рис.4.7. Древо коммуникационных каналов

• Закон симметрии коммуникационных каналов (за­кон СКК).
Бифуркации в левой и правой части древа ком­муникационных каналов происходили
почти синхронно, что и обусловило симметричность, отчетливо видную на рис. 4.7.
Синхронность бифуркаций не случайна, она — результат взаимозависимости,
своеобразного баланса документной и устной коммуникации. Изучение этой
взаимозависимости — благодарное поле будущих исследований.

• Закон ускорения бифуркаций (ЗУБ). Логарифми­ческая шкала
вуалирует различия в длительности перио­дов между бифуркациями, в реальном же
историческом времени дистанция между бифуркациями I и II — около 4.5 тысяч лет;
между II и III — 400 лет; между III и IV — около 150 лет. Налицо сокращение
«межбифуркационных периодов», которое обусловлено ускорением историчес­кою
времени в стадии неокультуры.

Трудно удержаться от вопроса: сохранится ли ускоренный рост
древа коммуникационных каналов в XXI веке? Если сегодня насчитывается 12
каналов, то, может быть, завтра их станет 14 или 16? Всякий рост имеет
естественные пределы и рано или поздно прекращается, поэтому бесконечного
ветвления древа коммуникационных кана­лов ожидать не приходится. Мы находимся в
переходном периоде от эры документной коммуникации и книжной культуры к эре
электронной коммуникации и мультимедийной культуры. Может быть, электронная
коммуникация обладает достаточным потенциалом, чтобы стать поворотным пунктом в
развитии коммуникационных каналов от постоянной кумуляции к постепенной
концентрации?

Прежде всего оказалась под угрозой печатная книга. Кино и
телевидение конкурировали с книгой лишь тем, что сокращали время, посвящавшееся
ранее чтению. Теперь у книги появился более опасный конкурент — ви­деокассета.
Формы их бытования почти тождественны, момент обращения к видео, как и момент
встречи с книгой, определяется по желанию пользователя; возможности выбора на
рынке видео постоянно расширяются и скоро догонят предложения книжного рынка;
как и чтение, просмотр видеозаписи можно по желанию прервать, сделать
«стоп-кадр», ускорить или замедлить просмотр фильма; короче говоря, общение
человека с видеофильмом оказывается столь же непринужденным, как общение с
книгой. Что же касается доходчивости, наглядности, выразительности,
информативности, то здесь преимущества видео фильма очевидны — на его стороне
не только письменное слово и застывшая иллюстрация, но и слово звучащее,
музыка, движущееся цветное изображение. Книга — синтез двух искусств —
словесности и графики, видеофильм — это синтез всех искусств, это
синкретическое мультимедий­ное сообщение. Но главное преимущество видео,
пожалуй, даже не в этом. Главное заключается в том, что, как и всякий продукт
радиоэлектроники, видеомагнитофон легко объединяется с компьютером, образуя
единый агрегат обладающий «интеллектуальными способностями» компьютера и
«изобразительными способностями» видео. Видео — это органичный элемент
мультимедийной культуры и ему, конечно, легче адаптироваться к условиям
электронной коммуникации, чем книге, изначально связанной с книжной культурой.

Еще более мощным, чем видеозаписи, конкурентом типографских
изданий обещает стать электронная книга, первые образцы которой появились на
рынке. Например, «Софтбук» — электронная пластина с экраном в кожаном
переплете; вместимость — 100 000 страниц, вес 15 кг, цена — 300 долларов плюс 10 долларов в месяц за абонентскую связь; «Дедикейтед ридер» —
электронный справочник с двойным экраном стоимостью 1500 долларов. Главное
отличие электронной книги от бумажного кодекса в спо­собности «переиздаваться»,
т. е. менять одно содержание на другое. Она становится таким образом «книгой
книг», делающей ненужными издательства и библиотеки. Элек­тронная книга может
напрямую связать автора и читателя, убирая всех посредников, существующих между
ними.

Ясно, что электронное писание не может не повлиять па
творческий процесс писателей электронных книг. По­требуется иная поэтика,
соответствующая многомерности виртуальных компьютерных пространств.
Предполагается, что линейное чтение текста художественного произведения
традиционным способом — страница за страницей с началa до конца — будет
вытеснено нелинейным чтением, ког­да можно двигаться по тексту в вертикальном,
горизонтальном или другом направлении. Читатель вовлекается в ком­пьютерную
игру с электронным текстом, комбинируя его по своему усмотрению. Есть мнение,
что именно игровая компьютерная литература сможет вернуть в когорту читателей
молодежь, выросшую в мультимедийной среде.

Итак, можно предположить, что мультимедийные средства будут
постепенно впитывать прикладные функции литературы и прессы, и в итоге закон
ККК трансфор­мируется в закон концентрации коммуникационных ка­налов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ