9.1. Происхождение и виды социально-коммуникационных служб, систем, институтов :: vuzlib.su

9.1. Происхождение и виды социально-коммуникационных служб, систем, институтов :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


9.1. Происхождение и виды социально-коммуникационных служб, систем,
институтов

.

9.1. Происхождение и виды социально-коммуникационных служб,
систем, институтов

Археокультурная общинная коммуникационная си­стема не имела
коммуникационных служб. Для удовлет­ворения абсолютных и вторичных
коммуникационных потребностей первобытных общин было достаточно двух
естественных (невербальный и вербальный) и двух искус­ственных (символьные и
иконические документы) комму­никационных каналов. Посредством этих каналов
общин­ная ОКС осуществляла сущностные функции: функцию распространения смыслов
в социальном пространстве (коммуникационно-пространственную) и мнемическую
(коммуникационно-временную) функцию, а также при­кладные функции: магическую и
социализации молодежи. Сущностные функции коммуникационной системы удов­летворяли
абсолютные коммуникационные потребности общины (см. сущностные функции языка,
речи и докумен­тов — пункты 4.2.2. и 4.3.2.); а прикладные функции — вто­ричные
потребности. Таким образом установилась при­чинно-следственная связь

Коммуникационные потребности

дописьменной общины:                     →    Общинная
ОКС:

А — потребности                                 →
Сущностные функции

В — потребности                                 →
Прикладные функции

С появлением письменности возникла потребность в службах
оформления и размножения документов (писцы, переписчики, скриптории) и в
службах хранения, обра­ботки и распространения документов (библиотеки, книж­ная
торговля). Сформировалась рукописная документная система (ДОКС), включающая два
контура: контур обоб­ществления и контур хранения, обработки и распростра­нения
(см. рис. 4.5). ДОКС — важнейшая подсистема ру­кописной ОКС, которая
удовлетворяет как абсолютные, так и вторичные потребности ранних
палеокультурных цивилизаций.

Поскольку потребности цивилизованных обществ го­раздо
разнообразнее, чем потребности первобытных общин, значительно расширились функции
рукописной ОКС. В число сущностных функций ОКС, помимо исходных со­циально-пространственной
и социально-временной функ­ций, стали входить функции формирования документных
потоков, ценностно-ориентационная (отбор и рекоменда­ция ценных сообщений) и поисковая
(разыскание нужных сообщений по запросу). Вместо двух получилось пять сущ­ностных
функций, из которых три новых инициированы ДОКС. В составе прикладных функций
появились: образовательно-просветительская, идейно-воспитательная
(идеологическая), бюрократическая, гедонистическая, на­учно-вспомогательная
(точнее сказать — схоластическая), художественно-эстетическая, товарная,
библиофильская функции. Сохранилась магическая функция, которая рас­пространилась
на священные писания, а также функция социализации молодежи не по книге, а
путем показа. Мож­но сделать вывод, что в рукописной ОКС документы стали
необходимым коммуникационным каналом в социальных институтах духовного
производства (религия, литература, наука, философия, право), в государственном
управлении и образовании, но коммуникационные социальные инсти­туты еще не
сформировались, хотя службы документальной коммуникации были налицо.

Становление мануфактурной ОКС несомненно сти­мулировалось
ростом коммуникационных потребностей духовной жизни и социально-культурной
практики. Сущностные и прикладные функции мануфактурной ОКС  внешне остались
теми же, что и при рукописной ОКС, но средства их реализации качественно
изменились благо­даря механизации печатного процесса, формированию книжной
культуры и литературоцентризму, когда основ­ные культурные смыслы стали
распространяться и хра­ниться в книжной форме. Появились новые службы в со­ставе
ДОКС: типографии и книгоиздательские дома, кни­готорговые предприятия,
библиографические службы, различные библиотеки, включая национальные. В век
Просвещения (XVIII век) магическую функцию книги сменила
национально-символическая прикладная функция — национальный литературный язык,
национальные биб­лиотеки, национальная библиография стали символом самосознания
формирующихся европейских наций.

Можно ли говорить о появлении социально-коммуни­кационных
институтов в это время? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно уточнить понятие
«социальный ин­ститут», которое понимается двояко. Первое понимание можно
назвать нормативным, поскольку здесь институт понимается как совокупность
исторически сложившихся неформальных социальных норм (обычаев или стереоти­пов),
концентрирующихся вокруг какой-то главной цели, ценности или потребности.
Типичные примеры: институт семьи, экономический институт (производство и распре­деление
товаров), институт морали. Нормативными ин­ститутами в области социальной
коммуникации являют­ся естественный язык, фольклор, искусство, народные
традиции и народные промыслы.

Второе понимание социального института учрежден­ческое,
кстати сказать, ближе подходящее этимологии слова «институт», которое
изначально имело значение «учреждение». Социальный институт в этом случае пони­мается
как формально организованная система учреждений (служб, центров) и
профессиональных групп, обладающая определенным, социально признанным
назначением. Нор­мативные институты отличаются от учреждений тем, что они
являются неформальными, т. е. не учреждаются вла­стью, не имеют
профессиональных кадров и не нуждаются в официальном признании их общественного
назначения.

Учрежденческие социальные институты вырастают из нормативных
институтов, что хорошо видно на примере ком­муникационных служб. Рукописная ОКС
и особенно ману­фактурная ОКС располагали разными службами производ­ства,
хранения и распространения документов, где трудились профессиональные
работники. Но формально организован­ной системы учреждений не было. Поэтому на
этапе ману­фактурной ОКС, соответствующей второму поколению книжной культуры,
есть основания говорить о нормативных социально-коммуникационных институтах
(СКИ). Уч­режденческие СКИ появляются в период индустриальной ОКС и третьего
поколения книжной культуры.

Индустриальной ОКС свойственно новое сущностное качество,
отличающее ее от предыдущих коммуникацион­ных систем, это качество — системная
структурность. Раз­личают две трактовки понятия «система»:

• Система — любая совокупность, всякая сумма, в том числе —
груда камней, толпа людей, звездное небо и т. д.

• Система — внутренне структурированная (органи­зованная,
упорядоченная) совокупность, образую­щая единое целое.

Первую трактовку можно назвать широкой, вторую — узкой;
первая относится к суммативным системам, вто­рая — к структурированным
системам. В суммативной си­стеме части предшествуют целому, чтобы познать
целое, нужно знать его части. В структурированной системе це­лое обладает
интегративными (системными, эмерджентными) свойствами, которыми части ее,
каждая в отдель­ности, не обладают. Например, если разделить живой орга­низм на
составные части, он перестанет быть живым; если разделить стих на отдельные
слова, он утратит свой смысл.

Рукописные и мануфактурные общественные комму­никационные
системы были суммативными системами. Исчезновение или появление той или иной
библиотеки, типографии или издательского дома не вызывало суще­ственных
изменений в системе в целом, поскольку все ее элементы автономны и не зависят
друг от друга. В индуст­риальной ОКС элементом является не отдельное учреж­дение,
а система служб, поэтому изменения в ее составе не могут остаться незамеченными.
Системность и явля­ется тем интегративным качеством, которое делает инду­стриальную
ОКС структурированной системой систем. Как происходит преобразование
суммативных ОКС в структурированную коммуникационную систему?

Резкое возрастание социальных коммуникационных потребностей
на стадии неокультуры вызывает стреми­тельный количественный рост
коммуникационных служб всех видов (книгоиздательств, библиотек, книжных ма­газинов,
музеев и т.д.). Возникает потребность в рационализации их деятельности, которая
видится в сотрудни­честве, специализации и разделении труда между ними. Прежде
независимые и конкурирующие друг с другом службы начинают объединяться в
системы, элементами которых становятся функционально специализированные службы,
образовавшиеся на базе прежних, неспециализи­рованных служб. Системы делятся на
организационные, объединяющие функционально сходные службы и тех­нологические,
объединяющие функционально различные службы. Например, сеть детских библиотек
или сеть академических библиотек образуют организационную систе­му, а
централизованная каталогизация или путь книги в крупной библиотеке —
технологическая система. Призна­ком структурности является наличие органов
управления в коммуникационных системах.

Итак, индустриальная ОКС — это управляемая систе­ма систем,
располагающая мощными коммуникационны­ми ресурсами, распределенными по
различным подсистемам. Так, ДОКС (рис. 4.5.), есть одна из подсистем совре­менной
индустриальной коммуникационной системы. Она представляет собой технологическую
суперсистему, включающую в свой состав различные функционально
специализированные системы, объединенные в контур А и контур Б. Но ДОКС — не
социально-коммуникацион­ный институт, она объединяет в своем составе
документные СКИ.

Теперь можно дать определение социально-коммуни­кационному
институту. Социально-коммуникационный институт — это элемент индустриальной
ОКС, представ­ляющий собой формально учрежденную, т.е. имеющую свой орган
управления, совокупность организационных и технологических систем, обладающих
определенным, со­циально признанным назначением. В современной индуст­риальной
ОКС различаются следующие виды институтов.

1. Кумулятивные институты, выполняющие в числе своих
сущностных функций социально-временную (социально-мнемическую) функцию:

•    архивное дело;

•    библиотечно-библиографическое дело;

•    музейное дело;

•    система научно-технической информации;

•    телекоммуникационные сети, например Интернет.

2. Некумулятивные институты, не выполняющие
социально-мнемическую функцию и не входящие в состав социальной памяти:

•    народное образование;

•    система массовой коммуникации (радио, телевиде­ние);

•    средства связи: почта, телеграф, телефон;

•    газетно-журнальное дело;

•    книгоиздательское дело;

•    книготорговое дело;

•    туристическое дело;

•    культурно-досуговая система.

Каждый институт располагает профессионально под­готовленными
кадрами, занятыми практическим удовлет­ворением общественных коммуникационных
потребно­стей, обусловивших возникновение института. Кроме того, в его состав
входят: отраслевая наука, занятая совершенствованием практики и самопознанием
института; от­раслевое образование, обеспечивающее подготовку и пе­реподготовку
кадров профессионалов; органы управления, организующие работу института;
групповая специальная коммуникация — профессиональная пресса, литература,
устное общение, формирование специальных фондов.

Кроме социальных институтов, в составе индустриаль­ной ОКС
находятся службы или даже системы, не достиг­шие уровня институциализации.
Такими доинституционными элементами являются: агентства по рекламе, фирмен­ные
маркетинговые службы, службы паблик рилейшенз, службы референтов-переводчиков,
команды имиджмей­керов, биржи труда и справочные городские службы, орга­низаторы
массовых праздников, шоу, чемпионатов и т. п.

Перечисленные социально-коммуникативные инсти­туты
ориентированы на удовлетворение коммуникацион­ных потребностей общества в
целом, поэтому входящие в них службы называются общими, или публичными, мас­совыми,
общедоступными. В дополнение к общим, различ­ными ведомствами и общественными
организациями уч­реждаются специальные коммуникационные службы: издательства,
редакции журналов, библиотеки, информационные органы, архивы, которые призваны
обслуживать групповые потребности тех или иных категорий специалистов. Эти
службы обладают двойственностью: с одной стороны они входят в состав
индустриальной ОКС, где заимствуют технологии и используют общедоступные
ресурсы; с другой стороны они принадлежат некоммуникационным специальным
институтам (армия, государ­ственное управление, материальное производство и т.
д.) и подчиняются органам управления этих институтов. Эта двойственность
обусловила разделение коммуникационных служб индустриальной ОКС на две
категории: общие и спе­циальные, нередко соперничающие друг с другом за приори­теты
обслуживания специалистов. Специальные службы об­разуют свои организационные и
технологические системы, но до формирования коммуникационных институтов дело не
доходит. Исключением является Государственная систе­ма научно-технической
информации (ГСНТИ), достигшая статуса специального социального института.

Наконец, можно по масштабам деятельности разделить
коммуникационные службы на международные, нацио­нальные, региональные
(областные, краевые), городские, районные, локальные (точечные). По признаку
собствен­ности те же службы подразделяются на государственные (федеральные),
ведомственные, муниципальные, общественные, частные, личные.

Сказанное не означает, что в индустриальной ОКС не
сохранились нормативные социальные институты. Они есть, и ими остаются с давних
пор естественный язык, фольклор, искусство, народные промыслы и традиции,
создателем и потребителем которых являются массовые аудитории.

В итоге получается четырехслойная структура индуст­риальной
ОКС:

•    нормативные коммуникационные институты;

•    учрежденческие коммуникационные институты об­щего
назначения, включающие кумулятивные и не­кумулятивные институты;

• коммуникационные службы некоммуникационных социальных
институтов и специальные коммуника­ционные институты (ГСНТИ);

•    доинституционные коммуникационные службы.

В качестве социальных коммуникантов и реципиен­тов
индустриальной ОКС выступают: население, массо­вая аудитория (М) и специальные
социальные группы (Г). При посредничестве ОКС происходит диалог МдМ и  ГдГ, а
также управление ГyМ, соответствующие миди- и макро- коммуникации (см. рис.
2.2). Взаимодействие индустри­альной ОКС со своими коммуникантами и реципиента­ми
наглядно представлено на рис. 9.1.

            

Рис.9.1. Социальные коммуниканты и реципиенты

индустриальной ОКС

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяТуризм сегодня
Следующая статьяПередмова

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ