10.2. Общая характеристика метатеории социальной коммуникации :: vuzlib.su

10.2. Общая характеристика метатеории социальной коммуникации :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


10.2. Общая характеристика метатеории социальной коммуникации

.

10.2. Общая характеристика метатеории социальной
коммуникации

Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной ком­муникации
занимает центральное место (служит ядром) си­стемы социально-коммуникационных
наук. Это ее положе­ние в сфере научного знания обусловлено тем, что она
является обобщающей теорией, а остальные дисциплины — част­ными обобщаемыми
теориями социальной коммуникации.

Объектом метатеории является социальная коммуни­кация в
целом, т. е. все виды, уровни, формы, средства и технологии движения смыслов в
социальном времени и пространстве.

Предметом метатеории служат не конкретные соци­ально-коммуникационные
явления, а знания об этих яв­лениях, добытые частными теориями. Поскольку эти
тео­рии относятся к различным научным комплексам, мета­теория социальной
коммуникации приобретает статус межнаучной обобщающей теории.

Функции межнаучных теорий в системе научного зна­ния
заключаются в следующем. Помимо объяснительной, описательной и предсказательной
функций, которые вы­полняются всеми научными теориями, метатеории име­ют особые
функции:

• трансляционную — перенос обобщенного знания из одной
частной дисциплины в другую с целью углубления конкретных знаний и раскрытия
общих фундаментальных закономерностей и принципов изучаемых предметов;

• стратегическую — ориентация в направлениях даль­нейших
научных поисков;

• терминологическую — упорядочение и согласование
терминологических систем частных наук;

• практическую — содействие решению комплексных практических
проблем, требующих участия специалистов разного профиля;

• методологическую — уточнение объекта, предмета, границ и
условий применимости конкретных теорий;

• общенаучную — раскрытие содержания общенаучных категорий,
входящих в аппарат метатеории; в данном случае — понятия социальной
коммуникации и производных от него;

• мировоззренческую — содействие формированию
профессионального мировоззрения специалистов (соци­ально-коммуникационных
работников).

Содержание метатеорий складывается из обобщения проблематики
частных дисциплин, а также собственной про­блематики, не затрагиваемой
последними и связанной с вы­полнением стратегических, практических,
методологических и общенаучных функций. Это содержание в общих чертах
представлено в десяти главах настоящего издания.

Методическому аппарату метатеорий не свойствен­ны такие
методы эмпирического познания, как экспери­мент и наблюдение, зато широко применяются
методы сравнения, аналогии, типологизации, моделирования, формализации.
Метатеории часто берут на вооружение общенаучные методологические подходы:
системный, информационный, функциональный и др. Согласно определению
метатеории, источниками зна­ния, на основе которого она вырабатывает обобщающие
закономерности, типологии, принципы, служит содержа­ние частных дисциплин, как
фундаментальных наук, так и прикладных учений.

В табл. 10.1. конкретизирована взаимозависимость между
метатеорией социальной комму­никации и дисциплинами, входящими в систему
социально-коммуникационных наук. Познавательная ценность этой таблицы в том,
что она наглядно демонстрирует межнаучный статус метатеории социальной
коммуникации и показывает распределение обобщаемых ею проблем меж­ду частными
дисциплинами.

Таблица 10.1.

Метатеоретические проблемы и обобщаемое научное знание

п/п

Метатеоретические проблемы

Обобщаемое научное знание

Фундаментальные науки

Прикладные учения

1.

Смыслы и понимание

Философия: теория познания;

Психология понимания

2.

Коммуникационная деятельность

Психология общения;

Педагогика;

Теория массовой коммуникации;

Риторика

Культура речи;

 Деловое общение;

Паблик рилейшенз; Рекламное дело; Конфликтология;
Журналистика

3.

Социальная память

Культурология;

 Книговедение;

 Психология памяти;

Социальная психология

Библиотековедение; Архивоведение; Источниковедение;
Музееведение

4.

Коммуникационные каналы

Лингвистика;

Литературоведение; Искусствознание;

Книговедение;

Теория информации

Библиографоведение; Библиополистика; Текстология;
Телекоммуникация

5.

Эволюция социальных коммуникаций

История;

Культурология;

Антропология;

Археология

Палеография; Инкунабуловедение; Мемуаристика

6.

Семиотика социальных коммуникаций

Семиотика;

Структурная лингвистика; Структурное литературоведение;
Этнология

Теория редактирования; Теория кодирования; Рекламное дело;

Тайнопись

7.

Социальная информация

Философия информации;

Теория информации

Научнаяин форматика; Компьютерная информатика

8.

Коммуникационные потребности

Общая психология;

Социальная психология;

Общая социология

Библиотековедение; Журналистика; Социология культуры

9.

Социально-коммуникационные институты

Общая социология;

 Политология;

 Социология культуры

Менеджмент

10.

Система социально-коммуникационных наук

Философия:

классификация наук; Науковедение

Библиотечно-библиографические классификации

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ