ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
10. Обновление природы
.
10. Обновление природы
В настоящий момент мы переживаем глубокие изменения в
научной концепции природы и в структуре человеческого общества в результате
демографического взрыва, и это совпадение весьма знаменательно. Эти изменения
породили потребность в новых отношениях между человеком и природой так же, как
и между человеком и человеком. Старое априорное различие между научными и
этическими ценностями более неприемлемо. Оно соответствовало тем временам,
когда внешний мир и наш внутренний мир находились в конфликте, были почти
«ортогональны» друг другу. Ныне мы знаем, что время — это некоторая конструкция
и, следовательно, несет некую этическую ответственность.
Идеи, которым мы уделили в книге достаточно много внимания,
— идеи о нестабильности флуктуаций — начинают проникать в социальные науки.
Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой необычайно сложную
систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается
множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в
истории человечества. Мы знаем, что столь сложные системы обладают высокой
чувствительностью по отношению к флуктуациям. Это вселяет в нас одновременно и
надежду, и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться
и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная
активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу — потому, что наш
мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов.
Мы живем в опасном и неопределенном мире, внушающем не чувство слепой уверенности,
а лишь то же чувство умеренной надежды, которое некоторые талмудические тексты
приписывают богу Книги Бытия:
«Двадцать шесть попыток предшествовали сотворению мира, и
все они окончились неудачей. Мир человека возник из хаоса обломков, оставшихся
от прежних попыток. Он слишком хрупок и рискует снова обратиться в ничто.
«Будем надеяться, что на этот раз получилось», — воскликнул бог, сотворив мир,
и эта надежда сопутствовала всей последующей истории мира и человечества,
подчеркивая с самого начала этой истории, что та отмечена печатью неустранимой
неопределенности».
.