ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Глава 1
.
Глава 1
Desaguliers J. T. The Newtonian System of the World, The
Best Model of Government: an Allegorical Poem, 1728.—In: Fairсhi1d H. N.
Religious Trends in English Poetry. Vol. I. — N. Y.: Columbia University Press,
1939, p. 357.
Ibid., p. 358.
Эту неоднозначность культурного влияния ньютоновской модели
как в плане эмпирическом («Оптика»), так и в плане систематическом («Начала»)
подчеркивал и пояснял Герд Бухдаль (Вuсhdahl G. The Image of Newton and Locke
in the Age of Reason. — L.: Sheed & Ward, 1961. Newman History and
Philosophy of Science Series.).
La Science et la diversite des cultures. — Paris: UNESCO,
PUF, 1974, pp. 15—16.
Gillispie C C. The Edge of Objectivity. — Princeton, N.
J.:Princeton University Press, 1970, pp. 199—200.
Heidegger M. The Question Concerning Technology. — N. Y.:
Harper & Row, 1977, p. 20,.
Ibid., p. 21.
Ibid., p. 16.
Stent G. The Coming of the Golden Age. — In: Paradoxes of
Progress.—San Francisco: Freeman & Company, 1978.
См., например, Davies P. Other Worlds.—Toronto: J. M.
Dent & Sons, 1980.
Koestler A. The Roots of Coincidence. — L.: Hulchinson,
1972, p. 138—139.
Коуre A Newtonian Studies.—Chicago: University of Chicago
Press, 1968, p. 23—24.
Во втором томе своей «Структурной антропологии»
(Levi-Strauss С. Structural Anthropology II. Race and History. — N. Y.: Basic
Books, 1976.) Клод Леви-Строc анализирует условия, которые привели к
неолитической и промышленной революциям. Предлагаемая им модель включает в себя
цепные реакции и катализ (процесс с кинетикой, характеризуемой существованием
порога и резким ускорением при переходе через порог), что свидетельствует о
внутренней близости проблем устойчивости и флуктуации, обсуждаемых нами в гл.
6, и некоторых аспектов «структурного подхода» в антропологии.
«Внутри каждого общества логика мифа исключает диалог: мифы
группы не обсуждаются, они трансформируются, когда их начинают считать
повторяющимися» (Levi-Strauss C. L’Homme Nu.—Paris: Plon, 1971, p. 585). Таким
образом, мифическое мышление следует отличать от критического (естественнонаучного
и философского) диалога скорее по практическим условиям его воспроизведения,
чем по внутренней неспособности того или другого носителя к рациональному
мышлению. Практика критического диалога придала космологическим рассуждениям,
претендующим на истинность, столь заметное динамичное ускорение.
Вряд ли нужно говорить, что столкновение между аристотелевской
и галилеевской наукой — одна из главных тем в работах Александра Койре.
Признание абсурдности подобного предположения противоречит
многовековой идее о том, что природу можно «обмануть», если воспользоваться
достаточно хитроумным устройством. Историю усилий по созданию вечного
двигателя, доведенную до XX века, см. в книге: Ord Hume A. Perpetual Motion:
The History of an Obsession.—N. Y.: St. Martin’s Press, 1977. [Русский
перевод: Орд-Хьюм А. У. Дж. Вечное движение. История одной навязчивой идеи.—М.:
Знание, 1980.]
Азарт ученого, обусловленный риском «экспериментальных
игр», Поппер возводит в норму. В работе The Logic of Scientific Discovery
Поппер утверждает, что ученый должен заниматься поиском и самых невероятных (т.
e. наиболее рискованных) гипотез, дабы затем опровергнуть их наряду с
соответствующими теориями.
Feynman R. The Character of Physical Law.—Cambridge, Mass.
M. I. T. Press, 1967, Ch. 2. [Русский перевод: Фейнман Р. Характер физических
законов.—М.: Мир, 1968, с. 35.]
Needham J. Science and Society in East and West.—In: The
Grand Titration.— L: Alien & Unwin, 1969.
Whitehead A. N, Science and the Modern World,—N. Y.: The Free
Press, 1967, p. 12.
Needham J. Science and Society in East and West. — In:
The Grand Titration. — L.: Alien & Unwin, 1969, p. 308.
Ibid., p. 330.
На то, что христианская метафора мира как грандиозной машины
лишает мир божественного начала—«дедивинизирует» его,— обратил внимание Р.
Хойкас (Hooykaas R. Religion and the Rise of Modern Science.—Edinburgh, L.:
Scottish Academic Press, 1972, pp. 14—16.)
Whitehead A. N. Science and the Modern World.—N. Y.: The
Free Press, 1967, p. 54.
Знаменитые строки о языке природы, записанном математическими
знаками, приведены в небольшом полемическом сочинении Галилея «Пробирных дел
мастер» (II Saggiatore). См. также Galilei G. The Dialogue Concerning the Two
Chief World Systems. 2nd rev. ed. — Berkeley: University of California Press,
1967. [Русский перевод: Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира —
птолемеевой и коперниковой. — М. — Л.: Гостехиздат, 1948.]
Не будет преувеличением сказать, что наука заведомо торжествовала
в академиях, созданных во Франции, Пруссии и России абсолютными монархами. Бен
Дэвид (David В. The Scientist’s Role in Society.—Englewood Cliffs, N. J.:
Prentice Hall, 1971. Foundations of Modern Sociology Series) подчеркнул
различие между физиками этих стран, занимавшихся физикой как чисто
теоретической наукой, окруженной романтическим ореолом, и английскими физиками,
озабоченными множеством эмпирических и технических проблем. Бен Дэвид
предположил существование связи между преклонением перед технической наукой и
удалением от политической власти социального класса, поддерживающего «научное
движение».
В биографии Д’Аламбера Томас Хенкинс (Наnkins T. Jean
d’Alambert, Science and …………………..—Oxford: Clarendon Press, 1970)
обращает внимание на то, насколько замкнуто и малочисленно было первое истинно
научное сообщество, понимаемое в современном смысле, т. е. сообщество физиков и
математиков XVIII в., и сколь тесными были связи членов сообщества с
абсолютными монархами.
Эйнштейн А. Мотивы научного исследования.—В кн.: Эйнштейн А.
Собрание научных трудов, т. 4.—М.: Наука, 1967, с. 40.
Масh Е. The Economical Nature of Physical Inquiry. — In:
Mach Е. Popular Scientific Lectures.—Chicago: Open Court Publishing Company,
1895, pp. 197—198. [Русский перевод в кн.: Мах Э. Научнопопулярные
очерки.—Спб.: Образование, 1909.]
Donne J. An Anatomy of the World…—L.: Catalog of the
British Museum, 1611. (Анатомия мира, в коей …изложены бренность и
обреченность на гибель всего мира.)
.