ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
1. О границах социологии и ее истории
.
1. О границах социологии и ее истории
Любая наука, достигшая известной степени зрелости,
дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин.
Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как
теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии;
социология глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных
институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политики, семьи, средств
массовой коммуникации и т. п.; социология социальных проблем: преступности,
наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу таких относительно
самостоятельных научных дисциплин принадлежит и история социологии.
В чем заключаются задачи этой дисциплины? Известно, что
всякая история отвечает, в сущности, на пять вопросов: Что было? Где было?
Когда было? При каких обстоятельствах? Почему?
Применительно к истории социологии ответить на эти вопросы –
значит дать представление о том, что думали ученые определенных стран и эпох об
обществе, о путях его изучения, а также о том, в каких условиях они об этом
думали и почему они думали так, а не иначе. Иными словами, задача историка
социологии – просто рассказать, “как было дело” в рассматриваемой им науке.
Задача эта, однако, отнюдь не проста. Даже ответ на первый
из перечисленных вопросов: “Что было?” – требует решения ряда проблем. Как
определить, что относится к этой науке, что – к другой, а что вообще к науке не
относится? Какие имена, школы, направления, понятия, теории, методы наиболее
важны и, следовательно, должны присутствовать в истории социологии, а какие
нет?
Очевидно, что представление о том, что такое история
социологии, явно или неявно предполагает представление о том, что такое
собственно социология. В зависимости от того, что мы относим к социологии, мы
очерчиваем ее пространственные и временны е границы, т. е. определяем,
где и когда имеет место ее история.
Каковы же признаки или критерии, благодаря которым мы определяем
некое знание как социологическое, с тем чтобы далее включить его в историю
социологии и рассмотреть под специфическим, историко-социологическим углом
зрения?
.