2. Онтологические критерии социологического знания :: vuzlib.su

2. Онтологические критерии социологического знания :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2. Онтологические критерии социологического знания

.

2. Онтологические критерии социологического знания

Первую группу таких критериев составляют критерии
онтологические. Онтология – это сфера знания о бытии как таковом и его
основополагающих принципах. Выяснить, каковы онтологические критерии какой-либо
науки, – значит определить, каков специфический объект этой науки, выявить, о
чем содержащееся в ней знание. Каждая наука с самого своего возникновения так
или иначе обозначает ту сферу реальности, которую она берется изучить.

Онтологические критерии социологического знания заключаются
в том, что оно является знанием об обществе, социальных взаимодействиях, об их
разнообразных проявлениях и воплощениях. Короче говоря, мы имеем дело с
социологией в том случае, когда некая сфера знания содержит высказывания о
социальной реальности.

Высказывания эти могут быть самыми разнообразными. Иногда
социальную реальность интерпретировали как мнимую, фиктивную сущность, которая
в действительности сводится к сумме составляющих ее индивидов. Такая позиция
получила название социального номинализма. Другая, противоположная позиция,
именуемая социальным реализмом, состоит во взгляде на общество как на особую
реальную сущность, которая не сводится к составляющим его индивидам, а образует
надындивидуальное и внеиндивидуальное целое. Одни теоретики интерпретировали
социальную реальность как преимущественно материальную или природную сущность,
другие – как сущность духовную, надприродную и внеприродную. Существовали
многочисленные попытки редукции, сведения целостной социальной
реальности к одной из ее сфер (экономической, политической, правовой,
религиозной и т. д.) и провозглашения этой сферы главным фактором всей
социальной жизни. Но как бы ни понималась социальная реальность, если мы
встречаемся с высказываниями об обществе как таковом, то, возможно, хотя и
необязательно, речь идет о социологии.

Под обществом в данном случае подразумеваются многообразные
формы совместной жизнедеятельности, объединений, ассоциаций и взаимодействий
людей. В подобном истолковании понятие “общество” отличается от таких
категорий, как “люди”, “человечество”, “народ”, “этнос”, “нация”,
“государство”, “цивилизация”, хотя может иногда пересекаться с этими
категориями. Оно не совпадает с отдельными своими проявлениями, изучаемыми
различными социальными науками (экономикой, правоведением, этикой, политологией
и т. д.). Оно не совпадает также ни с природными, ни с божественными, ни с
другими сущностями. В целом социология и ее история начинаются с осознания
того, что общество людей, группа людей или взаимодействие людей – это
специфическая реальность, занимающая особое место в системе мироздания.

Но для отнесения каких-либо знаний к социологическим
онтологических признаков недостаточно. Более того, многие выдающиеся
представители социологической мысли, будучи социальными номиналистами, вообще
отрицали специфический характер социальной реальности. Разумеется, они не могли
о ней как-то не высказываться, но при этом они не признавали особого
онтологического статуса, “реальности” таких категорий, как общество, группа,
община и т. п.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ