2. Идейные истоки :: vuzlib.su

2. Идейные истоки :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2. Идейные истоки

.

2. Идейные истоки

Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт
считает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение как основу этой
науки, а человека – как животное политическое1. Среди оказавших влияние на
формирование взглядов Конта или высоко им ценимых следует отметить философов
Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а также видных естествоиспытателей
прошлого.

Первую значительную попытку целостного, основанного на “духе
универсальности” рассмотрения социального развития Конт находит у Боссюэ. Конт
испытал влияние либерального направления в политической экономии, главным
образом Адама Смита и Жан-Батиста Сэя. У Адама Смита, “прославленного и
рассудительного”, он отмечает глубокий анализ разделения труда. “Мудрый” Тюрго,
несомненно, также повлиял на контовское представление о прогрессе и
предвосхитил его закон “трех стадий”, разделив культурный прогресс человечества
на три стадии: религиозную, спекулятивную и научную.

Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье, который
впервые распространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и
показал, что эти явления подчинены действию естественных законов. Конт признает
важный вклад Гоббса в становление социальной науки. Но особенно высоко он ценит
двух мыслителей, идеи которых противостояли друг другу: де Местра и Кондорсе.
Стремясь соединить и примирить традиционализм и либерализм, консервативный и
революционный дух, он рассматривает концепции обоих мыслителей как
взаимодополнительные. Главный социальный лозунг Конта: “Порядок и прогресс” –
опирается на идею порядка у де Местра (и других традиционалистов, особенно де
Бональда) и идею прогресса у Кондорсе, которого он считал своим “духовным
отцом”.

Особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон, хотя
сам Конт это решительно отрицал. Трудно найти у Конта такую идею, которая в
какой-то форме уже не присутствовала бы в сочинениях Сен-Симона. Это относится,
в частности, к таким важным для Конта положениям, как различие “критических” и
“органических” периодов в развитии общества; идея прогресса; значение науки, в
особенности социальной, в современную эпоху; роль индустриализма и
“индустриалов” в современном и будущем обществе и т. д. Можно сказать, что
собственно идея социальной реальности, ключевая для становления социологии как науки,
была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона. Даже само выражение
“позитивная философия” последний использовал еще в 1808 г., т. е. задолго до
основателя позитивной философии. У него же мы встречаем и тезисы (впоследствии
развитые Контом) о том, что “наука о человеке”, “социальная физика”, или
“социальная физиология”, – это часть общей науки; она должна базироваться на
наблюдении и ее методы должны быть теми же, что и методы естественных наук. Еще
до Конта Сен-Симон в “Письмах женевского обитателя” (1803) указывает на
аналогию между социальным телом и биологическим организмом [3, 130]. Сам
жизненный и творческий маршрут Конта от проповедника новой науки к проповеднику
новой религии в известном смысле повторил маршрут Сен-Симона, в деятельности
которого также различаются три периода: научный, социально-реформаторский и
период чувства и веры, в который он разрабатывал “новое христианство”.

Но было бы ошибочным считать Конта простым продолжателем
Сен-Симона. Во-первых, между ними существуют определенные теоретические и
социально-практические расхождения. Сен-Симон делает основной акцент на
проблеме социального прогресса; Конт, также веря в прогресс, большее значение
придает проблеме социального порядка. Конт – сторонник концентрации и централизации
политической власти, социальной иерархии и субординации; Сен-Симон, наоборот,
предсказывает и обосновывает исчезновение государства и доказывает
фундаментальное равенство между людьми. Утверждая значение интеллектуальной
реформы как необходимого условия реформы социальной, Конт упрекал Сен-Симона в
поспешности и отмечал, что тот хочет лечить болезнь, природу которой еще не
изучил. Во-вторых, и это самое главное, идеи Сен-Симона выражены в зародышевой,
неразвернутой форме, это часто лишь отдельные высказывания, наброски концепций,
но не сами концепции. У Конта, наоборот, те же идеи представ-лены в виде
развернутых, систематических концепций и теорий.

В целом Конт стремился объединить противоречивые идейные
традиции: просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский
рационализм (даже в якобинском культе Разума он видел предвосхищение
позитивизма) и средневековый католицизм. В последнем ему особенно импонировала
идеология социально-иерархической и наднациональной структуры. Конт считает устаревшей
христианскую догматику, но не религию как таковую. Он стремится устранить Бога
именем религии. Сама же религия вечна, так как человек, в его интерпретации, –
существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколько
эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же как и
всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания. Поэтому
создание позитивизма как синтетической мировоззренческой системы он начинает с
пересмотра этих оснований.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ