3. Позитивизм как обоснование науки :: vuzlib.su

3. Позитивизм как обоснование науки :: vuzlib.su

10
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3. Позитивизм как обоснование науки

.

3. Позитивизм как обоснование науки

Конт относится отрицательно ко всему отрицательному,
разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории,
и в действительности, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что
было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория
“позитивного” становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому
“позитивизм” и другие слова, производные от “позитивного”, становятся основными
терминами для обозначения контовского учения.

Что же такое “позитивное” в истолковании основателя
позитивизма? Он указывает пять значений этого слова [4, 34–36]:

1) реальное в противовес химерическому;

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному2.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного
мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его
непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым
смыслом [4, 36–39, 53–56].

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять
только в связи с его знаменитым законом “трех стадий”,или “трех состояний”,
который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и
человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три
стадии [там же, 10–21].

1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий
разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он
“стремится к абсолютному знанию”. Теологическое мышление, в свою очередь,
проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была
необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие
человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии
проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о
том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека
или других высших животных.

2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое
мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и
предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии
метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а
посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная,
умозрительная часть очень велика “вследствие упорного стремления
аргументировать вместо того, чтобы наблюдать” [там же, 16]. Метафизическое
мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе
является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются
и в современную эпоху.

3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной
стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения
воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного
определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому
исследованию законов, т. е. “постоянных отношений, существующих между
наблюдаемыми явлениями” [там же, 17].

Иногда Конт высказывается не только против изучения
“конечных” причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что
наука должна заменить вопрос “почему” вопросом “как”. Сам он, однако, в своих
сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше
признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий,
все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной
стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука,
цель которой – познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый
сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов –
условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения – ее
предназначение.

Конт исходит из представления о единстве и иерархической
структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он
строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация
включает в себя шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию,
биологию и социологию.

Характерно, что в этой классификации нет философии и
психологии. Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в
качестве особой отрасли знания: для него позитивная философия – это та же
наука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и
обеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, что
тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на
самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более, что в
период создания своей классификации он придавал главное значение “объективному”
методу, основанному на внешнем наблюдении.

Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода
ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее
методы и добавляет к ним еще свой собственный, обусловленный спецификой
изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую
и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном
смысле. На вершине иерархии наук находится социология.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ