8. Социальная динамика :: vuzlib.su

8. Социальная динамика :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


8. Социальная динамика

.

8. Социальная динамика

Социальная динамика – это теория прогресса. Понятие
прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и
позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря
тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать
другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения
общества и человечества и включения социологии в “позитивную теорию
человеческой природы” теория прогресса Конта в основе своей является
антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из
врожденного инстинкта, заставляющего человека “непрерывно улучшать во всех
отношениях любое условие своего существования”, развивать “в целом свою
физическую, моральную и интеллектуальную жизнь…” [там же, 364].

Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен
безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что
последнее понятие лучше заменить понятием “развития”. Социальная динамика
лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость
отклонений. В истории “органические” периоды чередуются с “критическими”, когда
преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта
изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный
характер прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет солидарность в
пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная
динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат
предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме
Лейбница, “настоящее беременно будущим” [там же, 336].

Следуя взглядам традиционалистов, Конт постоянно
подчеркивает преемственность поколений и колоссальное влияние всех предыдущих
поколений на последующее развитие. В “Позитивистском катехизисе” он утверждает:
“Живые всегда, и все более и более, управляются умершими: таков фундаментальный
закон человеческого порядках”. С этим утверждением перекликается его тезис о
том, что человечество в гораздо большей степени состоит из мертвых, чем из живых,
и социальная связь нарушается в случае “бунта живых против мертвых”.

Главный закон социального прогресса у Конта – это закон трех
стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую,
метафизическую и позитивную стадии.

В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши
(фетишистский период); затем – в богов (период политеизма); наконец – в единого
Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные
войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская –
военным.

В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной
дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть,
принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей
законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она
становится преимущественно оборонительной.

Наконец, в позитивную эпоху духовное управление
осуществляется “учеными”, мирское – “индустриалами”. Основным видом
деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.

По Конту, позитивная стадия в развитии человечества должна
была начаться сразу после Великой Французской революции, но Революция
осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. В
известном смысле она еще продолжается. С духовной точки зрения позитивная
стадия начинается с “Курса позитивной философии”. Сначала Конт избегал указания
точной даты начала позитивной фазы в мирском, или политическом, аспекте. Но в
“Системе позитивной политики” он ее указывает: это 1860 – 1865 гг.

Чтобы эволюция человечества пришла к Земле Обетованной
(позитивному состоянию), необходимо осуществить два ряда реформ. Первые должны
быть теоретическими; их цель – создать твердые и общепринятые мнения; их начало
положено “Курсом”. Другие реформы – практические, политические. Они восстановят
прекрасную социальную организацию средневековья; отделят духовную власть от
мирской, доверив первую ученым, вторую – “индустриалам”, заменят равенство
иерархией, а национальный суверенитет – всеобщим централизованным управлением
компетентных людей.

Позитивный, высший этап у Конта констатируется и
предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется
довольно туманно. Он считает, что пройдет “еще много веков, прежде чем
подлинное Великое Существо (т. е. Человечество. – А. Г.) должно будет заняться
своим собственным упадком…” [10, 73]. Таким образом, у Конта, как и у Маркса,
находящийся впереди человечества золотой век, одновременно неизбежный и
желанный, означает либо нечто смутное, либо конец истории, либо новый цикл
развития, который начинается с новой “теологической” стадии.

Таким образом, от наблюдения реально существовавших и
существующих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того,
какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается
пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ