10. Социология познания :: vuzlib.su

10. Социология познания :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


10. Социология познания

.

10. Социология познания

Маркс первым стал разрабатывать проблемную область, или
социологическую дисциплину, занятую изучением социальных факторов, социальных
механизмов и социальных следствий познавательных процессов. Впоследствии эта
дисциплина получила название “социология познания”. Маркс считал, что, подобно
тому как о человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает,
так и об обществе и социальных группах невозможно судить на основании тех
представлений, которые они сами о себе создают. Поэтому задача социальной науки
– обнаруживать скрытую, глубинную социальную реальность, которая лежит в основе
разнообразных идей, представлений, знаний, верований. Маркс одним из первых
разрабатывал это положение, на котором базируется не только социология
познания, но и вся социология целиком.

Наиболее концентрированное выражение социологический подход
к познанию нашел в марксовой концепции идеологии. Под идеологией Маркс понимал
сознательное и бессознательное мифотворчество, призванное, во-первых, заменить
подлинную социальную практику, во-вторых, замаскировать свою связь с этой
практикой. Общество и, прежде всего, господствующие классы представлялись ему
своего рода гигантскими фабриками по производству иллюзий: политических,
юридических, научных и, тем более, религиозных, моральных и художественных.
Подлинная же наука, которая не связана с сохранением социального статус-кво и
“разгадала” связь этих иллюзорных образований с экономическими и политическими
интересами противоборствующих социальных сил, является, по Марксу, антиподом
идеологии. Только в будущей коммунистической формации социальные отношения
станут настолько простыми, ясными и прозрачными, что идеологии исчезнут, так
как исчезнет потребность в этом надстроечном камуфляже.

В процессе анализа разнообразных идеологических конструкций
Маркс добился значительных успехов. Его подход открывал плодотворные пути
изучения взаимосвязей социальных и познавательных процессов и закладывал основы
важной социологической дисциплины. Но, к сожалению, Маркс так увлекся
разоблачением идеологий, что стал воспринимать как иллюзии, маскирующие
классовые интересы, любые идеи нерадикального характера или отличающиеся от его
собственных.

“Социолог познания” в таком понимании превращался в своего
рода “срывателя масок”, “разоблачителя” и “разгребателя грязи”, действительной
или мнимой. При этом, разоблачая классовые иллюзии различных мыслителей, Маркс
забывал применить “социологию познания” к своей собственной доктрине.

Уверовав в то, что ее связь с интересами самого
“прогрессивного” класса, пролетариата, гарантирует ей свободу от идеологических
предрассудков, истинность и необычайную действенность, он всерьез не
задумывался над тем, как его учение будет реально функционировать в различных
социальных средах (в том числе в пролетарской среде), как оно будет пониматься
и применяться. Ему представлялось это вполне очевидным: достаточно одержать
теоретические победы над оппонентами, чтобы учение понималось и применялось
так, как это представляется ему самому. Между тем, учение было многозначным,
противоречивым и незавершенным. А оказываясь впоследствии на разной социальной
почве, в различных обществах, социальных классах и слоях, оно истолковывалось и
функционировало по-разному и далеко не так, как это представлялось Марксу.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяСпальный гарнитур
Следующая статья:: vuzlib.su

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ