ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
4. Логические и нелогические действия
.
4. Логические и нелогические действия
Основу теории социального поведения у Парето составляет
разделение человеческих действий на логические и нелогические.
Само обращение к понятию “действие” как к единице
социологического анализа весьма характерно для социологии рубежа ХIХ–ХХ вв. Мы
встречаем его и в психологической социологии, и у Макса Вебера. Оно выражало
растущее перемещение интереса социологов от социального макромира к социальному
микромиру, аналогично тому, как это происходило в физике того времени. Парето
не игнорирует проблематику макросоциальных систем, глобальных обществ, больших
социальных групп, но отправным пунктом его социологических теорий служит анализ
различных типов человеческих действий.
Основанием различения логических и нелогических действий для
Парето служит соотношение в них средств и целей как в субъективном, так и в
объективном аспекте. “Существуют действия, которые представляют собой средства,
соответствующие цели, и которые логически соединяются с этой целью. Существуют
и другие действия, у которых этот признак отсутствует. Эти два класса действий
весьма различаются в зависимости от того, рассматриваем ли мы их в объективном
или субъективном аспекте. В последнем аспекте почти все человеческие действия
относятся к первому классу. Для греческих моряков жертвоприношения Посейдону и
гребля были одинаково логическими средствам мореплавания” [там же, § 150].
Но субъективного аспекта недостаточно для понимания
указанного различия; главное значение имеют объективные критерии. Как же их
обнаружить? Парето отвечает: “…Мы будем называть “логическими действиями”
операции, которые логически соединены со своей целью не только по отношению к
субъекту, выполняющему эти операции, но и для тех, кто обладает более широкими
познаниями; т. е. действия, имеющие субъективно и объективно смысл, указанный
выше. Другие действия будут называться “нелогическими”, что не означает
“противоречащие логике”” [там же].
Область логических действий – это главным образом
естественные науки, технология, некоторые военные, политические, юридические
действия и экономика [там же, § 154].
Вообще логические действия довольно редки; в социальной
жизни доминируют нелогические действия. Логические действия основаны на
рассуждении, нелогические – на чувстве. Последние, однако, в отличие от чисто
инстинктивных действий человека, также включают в себя рассуждение. Его роль в
нелогических действиях состоит в “логизации”, т. е. в рационализации этих
действий: ведь люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве
логических. Этой цели служат многообразные метафизические, религиозные,
моральные, политические, а также псевдонаучные теории. Распространение этих
теорий совершенно не зависит от их обоснованности и логической ценности, так
как они основаны не на разуме, а на чувстве.
“Чувства” играют чрезвычайно важную роль в социологической
системе Парето6 .С его точки зрения, они составляют глубинную основу
человеческих действий. Наряду с такими понятиями, как “инстинкты”, “интересы”7,
“аппетиты”, “вкусы”, они выражают то огромное значение, которое он придает
иррациональным сторонам человеческой природы.
Но, будучи глубинным фактором поведения, чувства сами по
себе неуловимы: это своего рода “вещи в себе”. Логико-экспериментальная
социология может их постигнуть только через определенные внешние проявления.
Средством постижения этих чувств служит разработанная Парето теория “осадков” и
“производных”.
.