6. Общество как система в состоянии равновесия :: vuzlib.su

6. Общество как система в состоянии равновесия :: vuzlib.su

16
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6. Общество как система в состоянии равновесия

.

6. Общество как система в состоянии равновесия

Парето отказывается разрешать дилемму социального реализма и
социального номинализма: она для логико-экспериментальной социологии просто не
существует. Он отвергает представление об обществе как об особого рода
существе, но признает общество в качестве особого рода единства. Индивиды,
“молекулы” социальной системы, “образуют соединение, которое, подобно
химическим соединениям, может иметь свойства, не являющиеся суммой свойств составных
частей” [2, § 66].

Парето рассматривает общество как систему, состоящую из
взаимозависимых частей. Системная ориентация составляет одну из важнейших
особенностей и достижений его социологии. Эта ориентация в истории социологии
сложилась главным образом под воздействием двух редукционистских моделей:
организмической (общество как организм) и механистической (общество как
механизм). Из этих двух моделей Парето, в отличие, например, от Дюркгейма,
выбирает вторую, хотя иногда опирается и на первую.

Согласно Парето, состояние социальной системы в данное время
и в данном месте определяется следующими факторами. Во-первых, это внешние
природные условия: почва, климат, флора и фауна, геологические условия и т. п.
Во-вторых, это условия, внешние по отношению к данному обществу в данное время
не-природного характера. К ним относятся воздействия на общество других обществ
(условия, внешние в пространственном отношении) и воздействия последствий
предшествующих состояний этого же общества (т. е. условия, внешние во временном
отношении). В-третьих, это внутренние элементы системы, среди которых основными
являются раса, “осадки” или выражаемые ими “чувства”, “производные”,
стремления, интересы, способность к рассуждению, к наблюдению, состояние знаний
и т. д. [там же, § 2060].

Парето неустанно подчеркивает взаимозависимость всех
элементов социальной системы. Вследствие этой взаимозависимости изменения,
происходящие в одних элементах, неизбежно вызывают изменения в других. Парето
отвергает попытки устанавливать между отдельными элементами социальной системы
односторонние причинно-следственные связи: “Следует помнить, что действия и
противодействия следуют друг за другом бесконечно, как в круге…” [там же, §
2207]. В противовес монистическим и редукционистским теориям Парето отстаивает
идею многофакторности, которая составляет необходимую предпосылку системной
ориентации в социологии. Каждый элемент социальной системы может быть понят
только после рассмотрения того, какую роль он играет по отношению к другим
элементам. Процессы действий и противодействий в обществе нейтрализуют друг
друга, поэтому общество, как правило, находится в состоянии равновесия.

Понятие равновесия, как и понятие системы вообще, Парето
заимствует из механики, химии и из экономической теории Л. Вальраса. Поскольку
общество постоянно эволюционирует, то равновесие социальной системы является
преимущественно динамическим. Главное значение в поддержании равновесия имеют
чувства.

Парето отрицает прогрессивный характер социального развития.
“Прогресс” – это одна из “теорий”, которую он разоблачает. С его точки зрения,
развитие социальных систем и подсистем носит маятниковый, колебательный и
циклический характер. В экономике, культуре, политике и других подсистемах, так
же как и в социальной системе в целом, наблюдается ритмическое чередование
сменяющих друг друга тенденций. Смена этих тенденций поддерживает равновесное
состояние общества.

Свое представление о циклическом характере социального
развития Парето реализует прежде всего в своей теории элиты, занимающей одно из
главных мест в его социологической системе.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ