§ 3. МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК МЫШЛЕНИЕ В ПРЕДЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЯХ,ХВАТЫВАЮЩИХ ЦЕЛОЕ И ЗАХВАТЫВАЮЩИХ ЭКЗИСТЕНЦИЮ...

§ 3. МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК МЫШЛЕНИЕ В ПРЕДЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЯХ,ХВАТЫВАЮЩИХ ЦЕЛОЕ И ЗАХВАТЫВАЮЩИХ ЭКЗИСТЕНЦИЮ :: vuzlib.su

236
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 3. МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК МЫШЛЕНИЕ В ПРЕДЕЛЬНЫХ
ПОНЯТИЯХ,ХВАТЫВАЮЩИХ ЦЕЛОЕ И ЗАХВАТЫВАЮЩИХ ЭКЗИСТЕНЦИЮ

.

§ 3. МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК МЫШЛЕНИЕ В ПРЕДЕЛЬНЫХ
ПОНЯТИЯХ,ХВАТЫВАЮЩИХ ЦЕЛОЕ И ЗАХВАТЫВАЮЩИХ ЭКЗИСТЕНЦИЮ

Мы остаемся при предварительном рассмотрении. Оно призва­но
подвести нас к задаче курса и одновременно прояснить его целостную установку.
Вопреки первоначальной ясности заглавия «Основные понятия метафизики» мы скоро
увидели, что стоим пе­ред этой целью, по существу, в растерянности, постигшей
нас, как только мы понастойчивее задались вопросом, что это такое, метафизика,—
вещь, которую должны же мы все-таки в основных чертах знать, чтобы занять
какую-то позицию по отношению к то­му, с чем имеем дело. Когда в вопросе, что
такое метафизика, мы пробуем идти проторенными путями, которые напрашиваются
сами собой и которыми все исстари ходят, когда определяем философию как науку,
или как мировоззренческую пропаганду, или пытаемся сравнивать философию с
искусством и религией, или, наконец, пускаемся в определение философии путем
исто­риографической ориентировки, то оказывается, что каждый раз мы движемся
окольным путем,— окольным не просто потому, что можно было бы короче, но
потому, что мы только ходим вокруг да около нашего дела. Эти окольные пути,
собственно,— лесные тропы (Holzwege), пути, которые внезапно прерываются, ведут
в тупик.

Но эти соображения и эти попытки, лишь вчерне перебираемые
нами, показывают нам нечто существенное: что мы абсолютно не вправе тем самым
увиливать от непосредственного, прямого схватывания философии и метафизики; что
именно в том и заклю­чается трудное,— действительно держаться темы нашего
вопрошания и не искать себе лазеек по окольным путям. Такая неотступ­ность
особенно трудна, прежде всего потому, что философия, коль скоро мы всерьез
спрашиваем о ней самой, ускользает от нас туда, где она собственно и есть: как
дело человека — в сущностных недрах человеческого бытия.

Нечаянно и, казалось бы, прихотливо мы обратились к изре­чению
Новалиса, согласно которому философия есть ностальгия, тяга повсюду быть дома.
Мы попытались истолковать это изре­чение. Мы попытались что-то из него извлечь.
Оказалось, что это стремление быть дома повсюду, то есть экзистировать в
совокуп­ном целом сущего, есть не что иное, как потребность задаться
своеобразным вопросом, что значит это «в целом», именуемое нами миром. В нашем
вопрошании и искании, в наших метаниях и коле­баниях дает о себе знать
конечность человека. То, что соверша­ется в этой обусловленности концом, есть
последнее уединение человека, когда каждый за себя как единственный стоит перед
це­лым. Так оказалось, что это охватывающе-понимающее вопрошание коренится, по
существу, в той захваченности, которая призва­на нас определять и на почве
которой мы только и обретаем спо­собность всеохватывающего понимания и
схватывания того, о чем спрашиваем. Всякая захваченность коренится в
настроении. В конечном итоге то, что Новалис называет ностальгией, есть фун­даментальное
настроение философствования.

Возвращаясь к первому шагу нашего предварительного рас­смотрения
и снова спросив: что значит название «Основные понятия метафизики?», мы теперь
уже не будем понимать его просто по аналогии с «первоначалами зоологии»,
«основоположениями лингвистики». Метафизика не специализированная наука, где мы
с помощью некой умственной техники дознаемся до чего-то в ограниченной
предметной области. Мы воздержимся от того, чтобы помещать метафизику как
научную дисциплину в ряду прочих. Нам придется пока оставить открытым, что это
вообще такое — метафизика. Мы видим только: метафизика есть фунда­ментальное
событие в человеческом бытии. Ее основные понятия суть понятия, последние же —
как принято говорить в логике — суть представления, в которых мы представляем
себе нечто общее или нечто вообще, нечто в аспекте того универсального, что
многие вещи имеют между собою сообща. На почве представления этого всеобщего мы
в состоянии определить отсюда отдельные данности, например эту вот вещь — как
кафедру, ту — как здание. Поня­тие есть некоего рода определяющее
представление. Но таковыми основные понятия метафизики и понятия философии
вообще явно не будут, если мы вспомним, что сама она коренится в той
захваченности, в которой мы не делаем схватываемое предметом представления, но
движемся совершенно другим способом, исход­но и в принципе отличным от любого
научного подхода.

Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить
своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами,
спрашивающие, оказываемся поставлены под воп­рос.

Соответственно основные понятия тут — не обобщения, не
формулы всеобщих свойств некоторой предметной области (живот­ное, язык), но
понятия особенного рода. Они схватывают каждый раз целое, они предельные
смыслы, вбирающие понятия. Но они — охватывающие понятия еще и во втором, равно
существенном и связанном с первым смысле: они всегда захватывают заодно и по­нимающего
человека и его бытие — не задним числом, а так, что первого нет без второго, и
наоборот. Нет никакого схватыва­ния целого без захваченности философствующей
экзистенции. Метафизическая мысль есть мышление охватывающими поня­тиями в этом
двояком значении: мысль, нацеленная на целое и захватывающая экзистенцию.

 Хайдеггер М. Основные понятия

 мета­физики // Вопросы, философии.

 1989. № 9. С. 116—122

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ