В. ПЛЕХАНОВ :: vuzlib.su

В. ПЛЕХАНОВ :: vuzlib.su

45
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


В. ПЛЕХАНОВ

.

В. ПЛЕХАНОВ

Что такое «материализм в обще-философском смысле»?

Материализм есть прямая противоположность идеализма. Идеализм
стремится объяснить все явления природы, все свойства материи теми или иными
свойствами духа. Материализм поступа­ет как раз наоборот. Он старается
объяснить психические явления теми или другими свойствами материи, той или
другой органи­зацией человеческого или вообще животного тела. Все те филосо­фы,
в глазах которых первичным фактором является материя, принадлежат к лагерю
материалистов; все же те, которые считают таким фактором дух,— идеалисты. Вот
все, что можно сказать о материализме вообще, о «материализме в обще-фило­софском
смысле», так как время возводило на его основном по­ложении самые разнообразные
надстройки, которые придавали материализму одной эпохи совершенно иной вид
сравнительно с материализмом другой.

Материализм и идеализм исчерпывает важнейшие направ­ления
философской мысли. Правда, рядом с ними почти всегда существовали те или другие
дуалистические системы, признавав­шие дух и материю за отдельные,
самостоятельные субстанции. Дуализм никогда не мог ответить удовлетворительно
на неизбеж­ный вопрос о том, каким образом эти две отдельные субстанции, не
имеющие между собою ничего общего, могут влиять одна на дру­гую. Поэтому
наиболее последовательные и наиболее глубокие мыслители всегда склонялись к
монизму, т. е. к объяснению яв­лений с помощью какого-нибудь одного основного
принципа (monos по-гречески значит единый). Всякий последовательный идеалист
есть монист в такой же степени, как и всякий последо­вательный материалист. В
этом отношении нет никакой разницы, например, между Берклеем и Гольбахом. Один
был последова­тельным идеалистом, другой не менее последовательным материа­листом,
но и тот и другой одинаково были монистами; и тот и другой одинаково хорошо
понимали несостоятельность дуалис­тического, до сих пор едва ли не наиболее распространенного,
миросозерцания.

В первой половине нашего столетия в философии господствовал
идеалистический монизм; во второй половине его в науке,— с кото­рой тем
временем совершенно слилась философия,— восторжест­вовал материалистический
монизм, далеко, впрочем, не всегда по­следовательный и откровенный.

 Плеханов Г. В. К. вопросу о развитии

 монистического взгляда ни историю //

 Избранные философские произведения.

 В 5 т. М.. 1956. Т. 1. С. 509—510

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ