ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Н. А. БЕРДЯЕВ
.
Н. А. БЕРДЯЕВ
Возможны разнообразные классификации типов философии. Но
через всю историю философской мысли проходит различие двух типов философии.
Двойственность начал проникает всю философию и эта двойственность видна в
решении основных проблем философии. И нет видимого объективного принуждения в
выборе этих разных типов. Выбор между этими двумя типами философских решений
свидетельствует о личном характере философии. Два типа философии я бы предложил
расположить по следующим проблемам: 1)примат свободы над бытием и примат бытия
над свободой, это первое и самое главное; 2) примат экзистенциального субъекта
над объективированным миром или примат объективированного мира над
экзистенциальным субъектом; 3) дуализм или монизм; 4) волюнтаризм или
интеллектуализм; 5) динамизм или статизм; 6) творческий активизм или пассивная
созерцательность; 7) персонализм или имперсонализм; 8) антропологизм или
космизм; 9) философия духа или натурализм. Эти начала 38 могут быть по-разному
комбинированы в разных философских системах. Я решительно избираю философию, в
которой утверждается примат свободы над бытием, примат экзистенциального
субъекта над объективированным миром, дуализм, волюнтаризм, динамизм,
творческий активизм, персонализм, антропологизм, философия духа. Дуализм
свободы и необходимости, духа и природы, субъекта и объективации, личности и
общества, индивидуального и общего для меня является основным и определяющим.
Но это есть философия трагического. Трагическое вытекает из примата свободы
над бытием. Только утверждение примата бытия над свободой бестрагично.
Источник трагического для философского познания лежит в невозможности
достигнуть бытия через объективацию и общения через социализацию, в вечном
конфликте между «я» и «объектом»; в возникающей отсюда проблеме одиночества,
как проблемы познания, в одиночестве философа и в философском одиночестве…
Это связано также с различием между философией многопланности человеческого
существования и философией однопланности.
Бердяев Н. А. И мир объектов. Опыт
философии одиночества и общения.
Париж, 1931. С. 25
.