Н. А. БЕРДЯЕВ :: vuzlib.su

Н. А. БЕРДЯЕВ :: vuzlib.su

9
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Н. А. БЕРДЯЕВ

.

Н. А. БЕРДЯЕВ

Возможны разнообразные классификации типов философии. Но
через всю историю философской мысли проходит различие двух типов философии.
Двойственность начал проникает всю фило­софию и эта двойственность видна в
решении основных проблем философии. И нет видимого объективного принуждения в
выборе этих разных типов. Выбор между этими двумя типами философ­ских решений
свидетельствует о личном характере философии. Два типа философии я бы предложил
расположить по следующим проблемам: 1)примат свободы над бытием и примат бытия
над свободой, это первое и самое главное; 2) примат экзистенциаль­ного субъекта
над объективированным миром или примат объекти­вированного мира над
экзистенциальным субъектом; 3) дуализм или монизм; 4) волюнтаризм или
интеллектуализм; 5) динамизм или статизм; 6) творческий активизм или пассивная
созерца­тельность; 7) персонализм или имперсонализм; 8) антропологизм или
космизм; 9) философия духа или натурализм. Эти начала 38 могут быть по-разному
комбинированы в разных философских сис­темах. Я решительно избираю философию, в
которой утверждается примат свободы над бытием, примат экзистенциального
субъекта над объективированным миром, дуализм, волюнтаризм, динамизм,
творческий активизм, персонализм, антропологизм, философия духа. Дуализм
свободы и необходимости, духа и природы, субъек­та и объективации, личности и
общества, индивидуального и обще­го для меня является основным и определяющим.
Но это есть фило­софия трагического. Трагическое вытекает из примата свободы
над бытием. Только утверждение примата бытия над свободой бес­трагично.
Источник трагического для философского познания лежит в невозможности
достигнуть бытия через объективацию и общения через социализацию, в вечном
конфликте между «я» и «объектом»; в возникающей отсюда проблеме одиночества,
как проблемы познания, в одиночестве философа и в философском одиночестве…
Это связано также с различием между философией многопланности человеческого
существования и философией однопланности.

 Бердяев Н. А. И мир объектов. Опыт

 философии одиночества и общения.

 Париж, 1931. С. 25

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ