ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
И. КАНТ
.
И. КАНТ
Ясно, что бытие не есть реальный предикат, иными словами,
оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию
вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе. В
логическом применении оно есть лишь связка в суждении. Положение бог есть
всемогущее [существо] содержит в себе два понятия, имеющие свои объекты: бог и
всемогущество; словечко есть не составляет здесь дополнительного предиката, а
есть лишь то, что предикат полагает по отношению к субъекту. Если я беру
субъект (бог) вместе со всеми его предикатами (к числу которых принадлежит и
всемогущество) и говорю бог есть или есть бог, то я не прибавляю никакого
нового предиката к понятию бога, а только полагаю субъект сам по себе вместе со
всеми его предикатами, и притом как предмет в отношении к моему понятию. Оба
они должны иметь совершенно одинаковое содержание, и потому к понятию,
выражающему только возможность, ничего не может быть прибавлено, потому что я
мыслю его предмет просто как данный (посредством выражения он есть). Таким
образом, в действительном содержится не больше, чем в только возможном.
Кант И. Критика чистого разума //
Сочинения. В 6 т. М., 1964. Т. 3.
С. 521—522
.