Д. ЮМ :: vuzlib.su

Д. ЮМ :: vuzlib.su

1
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Д. ЮМ

.

Д. ЮМ

Нет такого впечатления или такой идеи любого рода, которые
не сознавались или не вспоминались бы нами и которых мы не представляли бы
существующими; очевидно, что из такого созна­ния и проистекает наиболее
совершенная идея бытия и уверенность в нем. Исходя из этого, мы можем
сформулировать следующую дилемму, самую ясную и убедительную, какую только
можно себе вообразить: так как мы никогда не вспоминаем ни одного впе­чатления
и ни одной идеи, не приписывая им существования, зна­чит, идея существования
должна либо происходить от отчетли­вого впечатления, соединенного с каждым
восприятием или с каж­дым объектом нашей мысли, либо быть тождественной самой
идее восприятия или объекта.

Так как эта дилемма является очевидным следствием принци­па,
гласящего, что каждая идея происходит от сходного с ней впечатления, то наш
выбор между обоими положениями дилеммы не может быть сомнительным. Не только
нет такого отчетливого впечатления, которое сопровождало бы каждое впечатление
и каж­дую идею, но я не думаю, чтобы существовали вообще два отчет­ливых
впечатления, которые были бы соединены неразрывно. Хо­тя некоторые ощущения и
могут быть временно соединены, мы вскоре замечаем, что они допускают разделение
и могут быть даны в отдельности. В силу этого, хотя каждое впечатление и каждая
идея, какие мы только помним, рассматриваются как существую­щие, однако идея
существования не происходит от какого-либо отдельного впечатления.

Итак, идея существования тождественна идее того, что мы
представляем как существующее. Просто думать о какой-нибудь вещи и думать о ней
как о существующей совершенно одно и то же. Идея существования, присоединенная
к идее какого-нибудь объекта, ничего к ней не прибавляет. Что бы мы ни
представляли, мы представляем это как существующее. Всякая идея, какую бы мы ни
образовали, есть идея некоторого бытия, а идея некоторого бытия есть любая
идея, какую бы мы ни образовали.

Всякий, кто будет возражать против этого, необходимо должен
указать то отчетливое впечатление, от которого происходит идея бытия, и доказать,
что это впечатление неотделимо от каждого [такого] восприятия, которое мы
считаем существующим. А это, как мы можем заключить без всяких колебаний,
невозможно…

Подобное же рассуждение объяснит нам и идею внешнего су­ществования.
Мы можем заметить следующее: все философы при­знают тот и сам по себе
достаточно очевидный факт, что уму ни­когда не дано реально ничего, кроме его
восприятий, или впечат­лений и идей, и что внешние объекты становятся известны
нам только с помощью вызываемых ими восприятий. Ненавидеть, лю­бить, мыслить,
чувствовать, видеть — все это не что иное, как вос­принимать (perceive).

Но если уму никогда не дано ничего, кроме восприятий, и если
все идеи происходят от чего-нибудь предварительно данного уму, то отсюда
следует, что мы не можем представить себе что-то или образовать идею чего-то
специфически отличного от идей и впе­чатлений. Попробуем сосредоточить свое
внимание [на чем-то] вне нас, насколько это возможно; попробуем унестись
воображе­нием к небесам, или к крайним пределам вселенной; в действитель­ности
мы ни на шаг не выходим за пределы самих себя и не можем представить себе
какое-нибудь существование, помимо тех вос­приятий, которые появились в рамках
этого узкого кругозора. Кру­гозор же этот — вселенная, создаваемая воображением,
и у нас нет идей, помимо тех, которые здесь порождены.

Самое большее, что мы можем сделать для того, чтобы предста­вить
внешние объекты при предположении, что они специфически отличны от наших
восприятий,— это образовать соотносительную идею о них, не претендуя на
постижение соотнесенных [с восприя­тиями] объектов. Собственно говоря, мы и не
предполагаем, что внешние объекты специфически отличны от восприятий, а только
приписываем им иные отношения и связи и иную длительность.

 Юм Д. Трактат о человеческой

 приро­де 8 // Сочинения. В 2 т. М.,

 1965. Т. 1. С. 161 — 162, 163

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ