Н. Ф. ФЕДОРОВ :: vuzlib.su

Н. Ф. ФЕДОРОВ :: vuzlib.su

86
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Н. Ф. ФЕДОРОВ

.

Н. Ф. ФЕДОРОВ

Кто наш общий враг, единый, везде и всегда присущий,

в нас и вне нас живущий, но тем не менее враг лишь
временный?

Этот враг — природа. Она — сила, пока мы бессильны, пока мы
не стали ее волей. Сила эта слепа, пока мы неразумны, пока мы не составляем ее
разума. Занятые постоянной враждой и взаим­ным истреблением, исполняя
враждебную нам волю, мы не заме­чаем этого общего врага и даже преклоняемся
пред враждебной нам силой, благосклонность которой так же для нас вредна, как и
вражда. Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды
вечной, а устранение временной есть наша задача, задача существ, наделенных
чувством и разумом.

Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управ­лять
собою; в нас она достигает совершенства, или такого состоя­ния, достигнув
которого, она уже ничего разрушать не будет, а все в эпоху слепоты разрушенное
восстановит, воскресит. Природа, враг временный, будет другом вечным, когда в
руках сынов чело­веческих она из слепой, разрушительной силы обратится в
воссозидательную. Задача сынов человеческих — восстановление жиз­ни, а не одно
устранение смерти…

Теперь, когда люди смотрят друг на друга как на врагов,
необходимо им узнать действительный, хотя и временный источник вражды, узнать
общего врага, которого они не замечают, увлечен­ные взаимной неприязнью. Хотя
этого врага мы встречаем и в себе и вне себя, горе и долу, над собою и под
собою, везде и всюду, врага общего, единого, тем не менее мы почти не замечаем
его враждебности и даже преклоняемся перед этой силой, смеши­вая ее даже с
Богом. Не везде и не всегда одинаково обнаруживает она свою вражду; однако и
благосклонность ее для нас столь же вредна, как и вражда. Притом же в настоящее
время об­ласть благосклонности по мере истощения земли и увеличения
народонаселения все сокращается, так что христианское и арийское человечество
вступает в область открытой вражды к природе.

И тем не менее природа нам — враг лишь временный, другом же
нашим она будет вечным. Разум человеческий раскрывается вместе с сознанием
своей зависимости от силы, без обладания ко­торой человек существовать не
может, без овладения которой он должен был признать себя существом смертным и
нести постоян­ные утраты. По мере истощения человеком средств для огра­ниченного
существования и соответственно увеличения населе­ния земли этот враг, тайный и
явный, все более обнаруживается, и человеку приходится бороться усиленно и даже
непрерывно с этой враждоносною и смертоносною силою. Но борьба с нею не под
силу отдельным лицам; она должна расшириться и сор­ганизоваться в борьбу
общественную, государственную и между­народную, то есть всенародную. Здесь
единственный истинный и плодотворный коллективизм, единственная естественная,
целе­сообразная солидарность. И здесь же, на этом поприще всем необходимой,
единственной спасительной самозащиты и взаимо­защиты, здесь и возможность
замены братоубийственной вражды братским и сыновним единением; и здесь же,
наконец, возмож­ность и твердая надежда на исполнение общего дела и долга сынов
человеческих перед их отцами и перед Богом отцов, победа жизни над смертью во
всеобщем воскрешении…

 Федоров Н. Ф. Философия общего

 дела // Сочинения. М., 1982. Т. 2.

 С. 521—522

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ