Ф. НИЦШЕ :: vuzlib.su

Ф. НИЦШЕ :: vuzlib.su

1
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Ф. НИЦШЕ

.

Ф. НИЦШЕ

— Как же может что бы то ни было возникать из своей проти­воположности?
Например, истина из заблуждения? Или воля к истине из воли к обману? Или
самоотверженный поступок из ко­рыстолюбия? Или чистое солнцевидное созерцание
мудреца из алчности? Нет, подобное невозможно, а кто мечтает о таком, тот
глупец, дурак, еще похлеще того,— все отмеченное высшей цен­ностью обладает
иным, собственным истоком,— ничего такого не вывести из нашего преходящего,
полного соблазнов и вводящего в обман мира, из этого клубка иллюзий и алканий!
Нет, источник всего такого — лоно бытия, непреходящее, сокрытый бог, «вещь в
себе»: тут основа, а не где-нибудь!..

Такой способ рассуждения — типичный предрассудок: по нему
распознаешь метафизиков всех времен; подобное оценивание стоит за любыми их
логическими процедурами; на основе такой своей «веры» они пытаются достичь
«знания», того, что напосле­док торжественно провозглашают «истиной». Главная
статья веры метафизиков — противоположность ценностей. И самым осторожным из
числа их не приходило в голову, что уже на самом пороге пора засомневаться, что
здесь самое для этого время; им это не приходит в голову, даже если поклялись
себе: de omnibus dubitandum *. Можно по праву сомневаться — во-первых, в том,
есть ли вообще противоположности, и, во-вторых, в том, не являются ли
поверхностными «популярные» оценки и ценностные противо­положения, на каких
поставили свою печать метафизики, не являются ли они сугубо предварительными
точками зрения, да к тому же взглядами под углом — снизу вверх,— «лягушачьими»
перспективами, чтобы позаимствовать у живописцев хорошо известное им выражение?
При всей ценности истинного, правди­вого, самоотверженного кто знает, не
следует ли приписывать более высокую для жизни, более принципиальную ценность
иллю­зии воле к обману, своекорыстию, алчности? И, кто знает, не может ли быть
так, что сама ценность благих и почтенных вещей объясняется их родством, их
соблазнительной сцепкой, связью, пожалуй, даже единосущностью их с дурными,
мнимо противо­положными им вещами. Кто знает!.. А кто готов побеспокоиться о
таких рискованных предположениях! Надо дожидаться, пока не явится новое
поколение философов — со вкусом иным, чем прежде, с иными, обратными
наклонностями, философов опасных «бытьможностей» во всех отношениях… Говоря
же вполне серьез­но: вижу —- такие философы уже на подходе.

Ницше Ф. По ту сторону добра и

зла // Вопросы философии. 1989. № 5.

С. 124—125

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ