Р. ДЕКАРТ :: vuzlib.su

Р. ДЕКАРТ :: vuzlib.su

3
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Р. ДЕКАРТ

.

Р. ДЕКАРТ

В молодости из философских наук я немного изучал логику, а
из математических — геометрический анализ и алгебру — три искусства, или науки,
которые, казалось бы, должны дать кое-что для осуществления моего намерения.
Но, изучая их, я заме­тил, что в логике ее силлогизмы и большая часть других ее
на­ставлений скорее помогают объяснять другим то, что нам извест­но, или даже,
как в искусстве Луллия, бестолково рассуждать о том, чего не знаешь, вместо
того чтобы изучать это. И хотя логика действительно содержит много очень
правильных и хоро­ших предписаний, к ним, однако, примешано столько других —
либо вредных, либо ненужных,— что отделить их почти так же трудно, как
разглядеть Диану или Минерву в необделанной глыбе мрамора… Подобно тому как
обилие законов часто служит оправ­данием для пороков — почему государственный
порядок гораздо лучше, когда законов немного, но они строго соблюдаются,— так
вместо большого количества правил, образующих логику, я счел недостаточным
твердое и непоколебимое соблюдение четырех следующих.

Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не
познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать
опрометчивости и предвзятости и включать в свои суж­дения только то, что
представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого
повода подвергать их сом­нению.

Второе — делить каждое из исследуемых мною затруднений на
столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления.

Третье — придерживаться определенного порядка мышле­ния,
начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя
постепенно к познанию наиболее слож­ного, предполагая порядок даже и там, где
объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.

И последнее — составлять всегда перечни столь полные и
обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

Длинные цепи доводов, совершенно простых и доступных, коими
имеют обыкновение пользоваться геометры в своих труд­нейших доказательствах,
натолкнули меня на мысль, что все доступное человеческому познанию одинаково
вытекает одно из другого. Остерегаясь, таким образом, принимать за истинное то,
что таковым не является, и всегда соблюдая должный порядок в выводах, можно
убедиться, что нет ничего ни столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни
столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. Мне не стоило большого труда
отыскание того, с чего следует начинать, так как я уже знал, что начинать надо
с самого простого и доступного пониманию; учитывая, что среди всех, кто ранее
исследовал истину в науках, только математики смогли найти некоторые
доказательства, то есть представить доводы несомненные и очевидные, я уже не
сомне­вался, что начинать надо именно с тех, которые исследова­ли они.

Декарт Р. Рассуждение о методе для хорошего направления
разума и оты­скания истины в науках // Избран­ные произведения. М., 1950. С.
271, 272—273

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ