ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
2. История философской мысли: общая характеристика
.
2. История философской мысли: общая характеристика
30 Пантеизм — религиозные и философские учения,
отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в
средневековой еретической мистике.— 139
31 Этими словами А. И. Герцен определяет воззрение,
отрицающее единство и внутреннюю закономерность в развитии явлений, в том числе
в развитии науки. Употребленное в этом смысле выражение «материализм в истории»
не следует, разумеется, смешивать с материалистическим пониманием истории.—
163
32 Тао (Дао) — одно из важнейших понятий китайской философии,
центральное понятие даосизма; означает невидимый вездесущий естественный закон
природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида,
неотделимый от материального мира и управляющий им. Дао естественный путь возникновения,
развития и исчезновения всех вещей и одновременно материальная праоснова их
существования.— 167
33 Веды являются цепным источником древнеиндийского
умозрения. Их древнейшую часть составляют четыре Веды, первая из них — гимны
(«Ригведа»).— 167
34 Брамины и чандала — высшая и низшая касты в Индии.— 167
35 Упанишады — древнеиндийские произведения
религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам как объяснение их
тайного внутреннего смысла.— 167
36 Софисты — условное обозначение группы древнегреческих мыслителей
V — IV веков до нашей эры.— 169
37 Спиритуализм — воззрение, рассматривающее дух в качестве
первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую
вне истории и независимо от нее.— 174
38 Волюнтаризм — идеалистическое направление в философии,
рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.
Персонализм — учение, исходящее из философского осмысления
человека.
Имперсонализм — исключение из философствования
персоналистской традиции.
Антропологизм — философская концепция, представители которой
усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и
утверждают, что только через нее можно разработать систему представлений о
природе, обществе и мышлении.
Космизм — учение о единстве и взаимосвязи космоса. — 175
39 Эмпиризм — направление в теории познания, признающее
чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может
быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.— 180
.