Раздел третий. ВСЕОБЩИЕ ЗАКОНЫ БЫТИЯ И ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Раздел третий. ВСЕОБЩИЕ ЗАКОНЫ БЫТИЯ И ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД

.

Раздел третий. ВСЕОБЩИЕ ЗАКОНЫ БЫТИЯ И ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД

1. Системный подход

1 Так считают, например, пифагорейцы и платоники. — 282

2 «Философская пропедевтика» написана Гегелем в 1808 — 1811 годах, задума­на как пособие для старших классов гимназии.— 286

3 Холизм — философия целостности. Согласно холизму, миром управляет про­цесс творческой эволюции, создающей новые целостности.

Телеология — учение о цели и целесообразности. Принцип «конечных» причин, согласно которому идеально постулируемая цель оказывает объективное воздейст­вие на ход процесса.— 287

4 Гомеостаз — относительно динамическое постоянство состава и свойств внут­ренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма. - 289

5 Витализм — учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной несводимости жизненных процессов к силам и законам неоргани­ческого мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в нежи­вых.— 289

6 Энтелехия — один из терминов философии Аристотеля (наряду с энергией) для обозначения актуальной действительности предмета, акта в отличие от его по­тенции, возможности бытия. В философии нового времени понятие энтелехии воз­рождается у Лейбница, относившего его к монадам. - 289

2. Движение, изменение и развитие

7 Пифагорейцы — сторонники религиозно-философского учения в Древней Греции VI — IV веков до нашей эры, основанного Пифагором и исходившего из представления о числе как основе всего существующего.— 303

8 Цицерон имеет в виду учение Эпикура о самопроизвольном отклонении ато­мов.— 306

9 Окончание трактата Цицерона «О судьбе» не сохранилось.— 309

10 Незаконченная работа Вл. Соловьева «Философские начала цельного зна­ния» является первым наброском создания обширной философской системы. Фило­соф сам считал эту работу одной из значительных и потому назвал ее в «списке сочи­нений», составленном в 1890 году по просьбе Я. Н. Колубовского для третьего тома перевода Иберверга «История философии».— 313

3. Детерминизм и закономерность явлений

11 Суть бытия (букв, «что именно есть ставшее») вещи — то, чем является вещь согласно своему определению или что остается в ней по отвлечении от нее ма­терии; имеет более широкое значение, чем материальный субстрат.— 317

12 Эгина остров в Сароническом заливе недалеко от Афин.— 319

13 Софокл. Электра, стих 256.—319

14 Акциденция — философский термин, означающий случайное, несуществен­ное, в противоположность субстанциальному, или существенному.— 321

15 Здесь и далее в фрагменте в скобках приводятся термины оригинала в соот­ветствии с орфографией XVII века. В современном немецком языке такое их напи­сание не принято,— 327

16 Poincare H. Savants et ecrivains. P., 1910. P. 237. - 340

17 Bloch E. Theorie cinelique des gaz. P., 1921. P. 2.—340

18 Monist. July. 1929. P. 29,—341

19 Bergmann N. Der Kampf urn das Kansalgesetz in der jungester Physik. Bra­unschweig. 1929. S. 49. 341

20 Campbell N. R. Theorie quantiquc des Spectres. P., 1924. P. 100. — 341

21 Reichenbach H. La philosophic scientifique. Trad. Vonillemin. P., 1932. P. 26 et sniv. - 342

4. Тождество, различие, противоположность и противоречие

22 Пневма — в древнегреческой натурфилософии и медицине сила, регулирую­щая дыхание и пульс. Позднее, особенно в стоицизме, жизненная сила, отождеств­ляемая с логосом — первоогнем; космическое «дыхание», дух. В христианстве «свя­той дух», третье лицо троицы. - 390

5. Диалектический и метафизический метод

(общая характеристика)

23 Г. В. Плеханов полемизирует здесь со статьей Н. К. Михайловского, которая была напечатана в «Русском богатстве» (1894, № 1). Это была одна из первых ста­тей либеральных народников, направленная против марксистов.— 402

24 Персонаж комедии У. Шекспира «Венецианский купец» ростовщик Шейлок ссужает деньги молодому купцу Антонио под условие, что в случае невыплаты долга в срок он может взять у должника фунт мяса, вырезав его как можно ближе к серд­цу. Выступающая под видом адвоката возлюбленная Антонио высказывается в пользу Шейлока ввиду формальной законности его иска. Но в то же время, предла­гая ему осуществить свое право, она настаивает на точном соблюдении буквы дого­вора: «Тут в векселе ни слова о крови... и ровно фунт, не больше и не меньше (см.: Шекспир У. Избранные произведения. М., 1950. С. 196—197).—403

25 См.: Лассаль Ф. Система приобретенных прав. Соч. Изд. «Круг». Т. 3. С. 231,—408

26 См.: Чернышевский Н. Г. Критика философских предубеждений против об­щинного владения // Полн. собр. соч. М., 1950. Т. 5. С. 391.— 408

27 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 206.—409

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.