2. Структура, формы и закономерности познавательной деятельности. Познание и творчество :: vuzlib.su

2. Структура, формы и закономерности познавательной деятельности. Познание и творчество :: vuzlib.su

2
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2. Структура, формы и закономерности познавательной деятельности.
Познание и творчество

.

2. Структура, формы и закономерности познавательной
деятельности. Познание и творчество

12 Больной необходимо является человеком, но человек бывает
больным лишь акцидентально, привходящим образом, ввиду чего лечение данного
больного оказы­вается сущностным, а в его лице человека вообще —
акцидентальным.— 479

13 Искусство отличается от науки тем, что оно направлено не
на изучение суще­го как такового, а на создание вещей. Искусство появляется
тогда, когда на сход­ные предметы вырабатывается единый общий взгляд,
объединяющий многие эмпи­рические представления, благодаря которым
приобретается навык, или опыт, возни­кающий из часто повторяющихся воспоминаний
об одном и том же; поскольку же содержание этих воспоминаний составляют
восприятия единичных предметов, то и сам опыт имеет дело только с единичным.
Следует, однако, иметь в виду, что Аристотель не всегда последовательно
проводит различие между «наукой» и «искусством».— 479

14 В угловые скобки заключены слова, которые отсутствуют в
более ранних ру­кописях. В квадратных скобках даны слова, отсутствующие в
греческом тексте, но необходимые для правильной передачи смысла. В круглых
скобках — пояснитель­ные слова и фразы, которые в большинстве случаев заключены
в таковые в самом греческом тексте.— 479

15 Под всем остальным, относящимся к тому же роду,
Аристотель подразуме­вает рассудительность, мудрость и ум.— 479

16 Созерцание и научное знание здесь тождественны: объект
науки (напр., та­кой, как математика) существует с абсолютной необходимостью в
отличие от изменчивых субъектов.— 480

17 Более полное определение эпистеме дается в An. Post.
(71в21—22). Характер отсылки предполагает у слушателей хорошее знание
«Аналитик», что еще раз сви­детельствует о том, что слушатели курса этики — не
юноши. Вера здесь не психоло­гическое состояние, но интуитивное понимание
посылок доказательства, признаю­щее их истинными, первыми, непосредственными,
более известными и предшеству­ющими. Вера опирается на особое чувство, подобное
уму.— 480

18 Данная глава об уме соответствует An. Post.
(100в5—117в15). Эта логиче­ская глава в «Этике» подготавливает трактовку
мудрости как соединения науки (аподиктического знания) и ума (интуиции) в гл.
13. Интересно, что к концу гл. 6 искусство выпадает из рассмотрения и речь идет
о трех способностях вместо четы­рех. Потому ли, что мудрость есть добродетель
искусства или рассудительность как практический ум, навык включает в себя
искусство? — 481

19 Аристотель правильно толкует первоначальное значение
слова «софия». У самого же Аристотеля это первая философия, мудрость, которая
занимается са­мым ценным. См. отличие ценимого от хвалимого (Богом, первым
Небом) и т. и. Ниже мудрецами называются философы Анаксагор и Фалес. Это мудрецы
в аристоте­левском смысле в отличие от «мудрого» Фидия или Поликлета. Сократ у
Платона проводит аналогичное различение софии и фронесис, упоминая этих же
филосо­фов.— 481

20 Разница между мудростью и рассудительностью очерчена
особенно резко: мудростью все признают одно и то же, потому что ее предметы не
касаются живо­трепещущих человеческих дел.— 481

21 Поскольку общее у Аристотеля ценится выше частного, он и
в рассудитель­ности, занятой частным, «с облегчением» находит своего рода
управляющее знание, чей предмет -— сравнительно общие вещи — государство,
политика. Политическая наука, или искусство, и рассудительность есть один и тот
же склад (в смысле «на­вык»), ибо предмет того и другого изменчивые
человеческие дела; однако поня­тия эти не тождественны, потому что
«рассудительность» может быть не только об­щей, государственной, но и частной,
личной.— 482

22 У Аристотеля государственная наука — это и искусство
составлять законы и управлять, и практические навыки политика. В обиходном
языке в слово «политика» вкладывался только второй смысл, так что получалось,
что общее название узурпи­ровано частным значением. Занимающиеся
государственными делами здесь долж­ностные лица, а не те, кто управляет и
создает законы. Частное решение голосова­нием — это последний этап обсуждения.
Отсюда понятна критика подмены законов частными постановлениями (декретами)
народного собрания, которое не имеет законодательных прав. — 482

23 Познание здесь тождественно рассудительности; по мысли
Аристотеля, рас­судительность, касающаяся самого человека, только один из видов
рассудительно­сти. Он настолько отличается от других видов, что большинство
ошибочно принима­ет этот вид за рассудительность в собственном смысле слова.—
483

21 Ф. Бэкон здесь имеет в виду «слепой опыт» («experentia»),
осуществляемый без должного метода, в отличие от научного метода — «experentia
literata».— 485

25 Понимание априорных знаний Кантом отличается от того, как
понимали априорное знание его предшественники. До критической философии
априорным счи­тали не только независимое от опыта знание, но и знание,
обусловленное опытом опосредствованно. Непосредственное — это знание, которое
мы добываем непосред­ственным восприятием (видим или слышим). Например, при
виде горящего дома мы непосредственно заключаем: дом горит. Но этим наше
апостериорное знание о дан­ном явлении не исчерпывается. Видя горящий дом,
можно безошибочно заключить, что, после того как дом сгорит, останется пепел.
Это заключение также опирается на опыт. Но в отличие от первого оно складывается
опосредствованно.— 508

26 Концепцию Канта об априорных знаниях Д. Юм развивает в
трех своих ос­новных сочинениях: «Трактат о человеческой природе», книга
первая; «О позна­нии», часть III, гл. I—4 и «Исследование о человеческом
познании».— 510

27 Спекуляция (от лат. speculor — наблюдаю, созерцаю),
согласно Канту, есть догматический способ познания, при котором оперируют
понятиями или суждения­ми, а также предметами, которые обычно не могут быть
даны ни в каком возможном опыте. Обычно спекулятивное познание
противопоставляется познанию «физическо­му», или познанию «природных вещей»,
имеющему дело лишь с тем, что дано в воз­можном опыте. Кант обвинял догматиков
и сторонников старой, «докритической» метафизики в чистой спекуляции. Однако не
всякую спекуляцию он считал бесплод­ным философствованием: спекулятивное
познание приобретает реальный смысл и может быть плодотворным, если оно
ставится на основу критической философии, то есть когда при познании пытаются
установить связь между возможным опытом и категориями, которыми оперирует
философ.— 512

28 Органон (древнегреч. орудие, инструмент, средство) в
философии — сред­ство или орудие правильного мышления и исследования. Под общим
названием «Органон были собраны и изданы логические черты Аристотеля. Ф. Бэкон
назвал свой основной труд «Новым органоном» именно в смысле нового метода,
«орудия» или инструмента исследования. Кант употребляет термин «органон» в
смысле ору­дия познания или средства приобретения знаний (синтетических) в
противовес канону.— 519

29 Метемпсихоз — одушевление, оживление, переодушевление.
Один из позд­них греческих терминов для обозначения переселения душ,— 529

30 «Антропологический принцип в философии» самая крупная
работа Н. Г. Чернышевского, специально посвященная вопросам философии. Имела важ­ное
значение для распространения материализма в России.— 531

31 Речь идет о И. С. Тургеневе и его романе «Накануне»
(1860).— 537

32 Один — верховный Бог в скандинавской мифологии. Наделен
чертами могу­чего шамана, мудреца; бог войны, хозяин вальхаллы. У древних
германцев конти­нента Одину соответствовал Вотан (Водан).—538

33 Адонис — бог плодородия в древнефиникийской мифологии.
Соответствует вавилонскому Таммузу. С V века до нашей эры культ Адониса
распространился в Греции, позднее в Риме.

Осирис (Озирис) — в древнегреческой мифологии бог умирающей
и воскреса­ющей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора; покровитель и судья
мертвых. Изображался в виде мумии.— 541

34 Пять теней — Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов и
Белинский.— 543

35 Эрос, по мнению Платона, древнейший из богов. Согласно
платоновской фи­лософии, Эрос даже не Бог, а демон, то есть промежуточное
существо между Богом и человеком, между красотой и безобразием, добром и злом,
мудростью и незнани­ем.— 543

36 Слова о «праздном гуляке» Моцарте принадлежат Сальери —
персонажу трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери».— 547

37 Апофатическое познание — стремление адекватно выразить
абсолютную трансцендентность Бога путем последовательного отрицания всех его
атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим относящиеся к нему,
представления и поня­тия (например, о Боге нельзя сказать не только то, что его
нет, но и то, что он есть, ибо он по ту сторону бытия).— 552

38 Катафатическое мышление — описание Бога посредством
позитивных ут­верждений, атрибутов и обозначений, употребление которых в силу
трансцендентно­сти Бога мыслится неизбежно метафорическим, но в силу так
называемой аналогии бытия признается оправданным.— 553

39 Деизм — религиозно-философское воззрение, получившее
распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не
принимает в нем ка­кого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение
происходящих там со­бытий.— 557

40 Томизм — направление в схоластической философии и
теологии католициз­ма, порожденное влиянием Фомы Аквинского.

Скотизм — средневековая философская школа XIV—XV веков,
возникшая в кругу учеников и последователей Дунса Скота. В качестве
францисканского на­правления в схоластике скотизм противостоял томизму —
официальной доктрине доминиканского ордена.— 558

41 Панлогизм — философский принцип, согласно которому
действительность трактуется как логическое выражение идеи, самораскрытие
спекулятивного поня­тия, как мыслящая себя субстанция, «сам себя познающий
разум» (Гегель).— 562

42 Семасиология раздел языкознания, изучающий значение
единиц языка, прежде всего слов.— 568

43 Венский кружок — философский кружок, разработавший основы
логическо­го позитивизма. Центральная идея — сведение философской проблематики
к логи­ческому анализу языка науки, соединяемому с принципом верификации.
Распался в начале второй мировой войны.— 592

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ