3. Проблема истины и ее решение в философии :: vuzlib.su

3. Проблема истины и ее решение в философии :: vuzlib.su

1
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3. Проблема истины и ее решение в философии

.

3. Проблема истины и ее решение в философии

44 Поэтому, замечает Аристотель в другом месте, одни
«фисиологи» говорят, что все было вместе, и возникновение предмета с такими-то
свойствами есть только качественное изменение, а другие говорят о «соединении»
и «разъединении».— 609

45 Иначе говоря, «фисиологи» не могут также принять
возникновение из суще­го, ибо сущее не возникает — оно уже существует, ввиду
чего эти мыслители долж­ны вернуться к отвергаемому ими тезису о том, что сущее
возникает из не-сущего.— 609

46 Термин «idolum» первоначально (в греч.) означал
«призрак», «тень умерше­го», «привидение». В греческой философии встречается у
Демокрита и Платона. В средневековой церковной латыни означал «фигура божка»,
«идол». Ф. Бэкон воз­вращается к изначальному значению термина, имея в виду
призрак, уводящий человеческое познание на ложный путь. Интересно, что и Р.
Бэкон (XIII век) говорил о четырех препятствиях на пути познания: доверие
недостаточному авторитету, при­вычка, приверженность общепринятым мнениям,
боязнь признаться в собственном незнании. — 615

47 Ф. Бэкон имеет в виду тезис, обычно приписываемый софисту
Протагору (см.: Платон. Гиппий больший). — 615

48 Образ-символ «пещера» заимствован у Платона (см.:
Государство. Кн. 7,
514 в.) .- 615         

49 Спиноза считал, что Бэкон (как и Декарт) не постиг
истинной природы че­ловеческой души и истинной причины ее заблуждений. В одном
из писем Г. Ольденбургу он изложил свою весьма спекулятивную критику этого
бэконовского положе­ния, согласно которому разум «не холодный свет, его питает
воля» (см.: Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 2, письмо 2).—616

50 Бэкон широко экстраполировал это идущее еще от Галена
учение о «духах» на всю природу, считая, что «духами» проникнуты и
неорганические тела. — 616

51 Чистое действие — термин, заимствованный у Аристотеля. У
Ф. Бэкона озна­чает, видимо, просто сам процесс движения как таковой. — 617

52 «Человеческая природа» (Human nature) — по сути, первый
набросок фило­софской системы Т. Гоббса, написание которого относится к 1640
году. В течение примерно 10 лет это произведение распространялось в рукописи.
Оно было издано в Лондоне в 1650 году вместе с другим произведением Гоббса — «О
политическом те­ле», содержащем набросок его социологической доктрины. — 621

53 Сторонники антисхоластической логики Пьера де ля Рамэ
(Рамус). Далее речь идет об идеях «Топики» Аристотеля.— 622

54 Одна из ранних работ Г. В. Лейбница по теории познания и
методологии, от­носящаяся, вероятно, к началу 70-х годов XVII века. В ней еще
сильно сказывается зависимость идей автора от учения Р. Декарта и Т. Гоббса.
Вместе с тем Лейбниц выражает здесь несогласие с некоторыми положениями методологии
Декарта, а в теории анализа проявляет даже большую самостоятельность.— 627

55 Нус — мысль, ум, разум; одно из центральных понятий
древнегреческой философии. — 632

56 Леда в древнегреческой мифологии супруга спартанского
царя Тиндарея. Зевс, плененный красотой Леды, овладел ею, обратившись в лебедя.
Из двух яиц, рожденных Ледой, вышли на свет Елена и сыновья — Диоскуры. Леда с
Зевсом-ле­бедем — частый сюжет в изобразительном искусстве,— 638

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ