ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
В
.
В
В предшествующем изложении было в достаточной мере доказано,
что в понятии истории заключено понятие бесконечного прогресса. Из этого,
правда, нельзя сделать непосредственный вывод о способности человеческого рода
к бесконечному совершенствованию, ибо те, кто это отрицает, могут с равным
основанием утверждать, что у человека, как и у животного, нет истории, что он
замкнут в вечном круговороте действий, которые он бесконечно повторяет,
подобно Иксиону, вращающемуся на своем колесе23, и при постоянных колебаниях, а
подчас и кажущихся отклонениях от заданной кривой неизменно возвращается к
своей исходной точке. Разумное решение этого вопроса усложняется тем, что
сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью
запутались в том, что следует считать критерием прогресса; одни рассуждают о
прогрессе человечества в области морали, критериев чего мы рады были бы
обладать, другие — о прогрессе науки и техники, который, однако, с исторической
(практической) точки зрения является скорее регрессом или, во всяком случае,
прогрессом, антиисторическим по своему характеру, для подтверждения чего
достаточно обратиться к самой истории и сослаться на суждения и пример тех
народов, которые могут считаться в историческом смысле классическими
(например, римлян). Однако если единственным объектом истории является
постепенная реализация правового устройства, то критерием в установлении
исторического прогресса человеческого рода нам может служить только постепенное
приближение к этой цели. Ее полное достижение мы не можем ни предсказать на
основании опыта, которым мы к настоящему моменту располагаем, ни априорно
доказать теоретически. Эта цель остается вечным символом веры творящего и
действующего человека.
.