В :: vuzlib.su

В :: vuzlib.su

9
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


В

.

В

В предшествующем изложении было в достаточной мере дока­зано,
что в понятии истории заключено понятие бесконечного прог­ресса. Из этого,
правда, нельзя сделать непосредственный вывод о способности человеческого рода
к бесконечному совершенствова­нию, ибо те, кто это отрицает, могут с равным
основанием утверж­дать, что у человека, как и у животного, нет истории, что он
замк­нут в вечном круговороте действий, которые он бесконечно повто­ряет,
подобно Иксиону, вращающемуся на своем колесе23, и при постоянных колебаниях, а
подчас и кажущихся отклонениях от заданной кривой неизменно возвращается к
своей исходной точке. Разумное решение этого вопроса усложняется тем, что
сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью
запутались в том, что следует считать критерием прогресса; одни рассуждают о
прогрессе человечества в области морали, критериев чего мы рады были бы
обладать, другие — о прогрессе науки и тех­ники, который, однако, с исторической
(практической) точки зре­ния является скорее регрессом или, во всяком случае,
прогрессом, антиисторическим по своему характеру, для подтверждения чего
достаточно обратиться к самой истории и сослаться на суждения и пример тех
народов, которые могут считаться в историческом смыс­ле классическими
(например, римлян). Однако если единственным объектом истории является
постепенная реализация правового устройства, то критерием в установлении
исторического прогресса человеческого рода нам может служить только постепенное
приближение к этой цели. Ее полное достижение мы не можем ни пред­сказать на
основании опыта, которым мы к настоящему моменту располагаем, ни априорно
доказать теоретически. Эта цель остает­ся вечным символом веры творящего и
действующего человека.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ