Н. П. ОГАРЕВ :: vuzlib.su

Н. П. ОГАРЕВ :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Н. П. ОГАРЕВ

.

Н. П. ОГАРЕВ

1) Libre arbitre 25 — принцип, ставящий право выбора
поступка или убеждения без достаточной или помимо достаточной причи­ны,
определяющей поступок или убеждение.

Если мы примем необходимость (а как же ее не принять?)
достаточной причины, обусловливающей поступок или убеждение, то оный принцип
сам собой исчезнет.

2) В анатомико-физиологическом построении животного нет
органа, который выражал бы принцип du libre arbitre. Кроме внешнего запроса и
органического ответа, кроме впечатления и его результата, кроме толчка и
движения, нет никаких явлении в организме. Принцип du libre arbitre вводил бы
новый вид невещественной и независимой души, которой присутствие равно не нужно
и не имеет места.

3) Если физиология еще плохо объяснила некоторые вопросы,
как исторические антецеденты и наследственность, то все же наблюдение, что эти
два факта существуют, доказывает нить. необходимости, а не принцип du libre
arbitre. Оба эти вопроса не имеют никакой связи с оным принципом, и никакое
полнейшее физиологическое объяснение не внесет этой связи. Оба этих вопро­са во
всяком случае вразрез противоположны принципу du libre arbitre.

4) Патологические наблюдения всего яснее устраняют оный
принцип.

Не говоря уже о психиатрии, больной может не кричать, только
когда боль не перешла известную меру.

5) Сравнительная зоология дает всего более фактов, опровер­гающих
принцип du libre arbitre. Так называемое право выбора поступка найдется у
всякого животного, так что из-за этого изобретать особенной человеческой
нравственности и особен­ного превосходства — нечего. И в результате все же
выйдет у всякого животного поступок вследствие обусловливающей при­чины.

6) Разнообразие характеров обусловливается не принципом du
libre arbitre, а, напротив, разнообразием организмов и разнообразием влияющей
среды, так что

* — великое неизвестное (лат.).— Ред

одно это устраняет принцип du libre arbitre.

7) Что касается до объективного и субъективного определения
libre arbitre и антиномий, переходящих друг в друга, то я думаю, что спор может
получить истинное развитие только при совершенном устранении подобных
метафизических номинально-

стей.

8) Только принявши безответственность человеческой жизни, мы
можем ввести в социологию необходимые элементы воспи­тания и социальной
организации.

9) Если мы примем принцип du libre arbitre, мы уже не можем
объяснить истории, ибо не можем принять в человечестве неизбежную
последовательность фактов (т. е. причин и следствий, как принимаем в остальном
мире) и должны животом рухнуться и в христианство, и [в] религиозно-легальную
мораль.

Огарев Н. П. Тезисы о «Libre arbitre» (Свободе воли) II
Избранные социаль­но-политические и философские произ­ведения. М., 1956. Т. 2.
С. 170-171

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ