Н. Ф. ФЕДОРОВ :: vuzlib.su

Н. Ф. ФЕДОРОВ :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Н. Ф. ФЕДОРОВ

.

Н. Ф. ФЕДОРОВ

…При каких условиях возможно знание и свобода, или,
другими словами, может ли человек освободиться, выйти из животного состояния?

Мы намеренно выдвинули индивидуальный образ свободного
человека, чтобы понять, сколько гордости заключается в названии свободного
существа, которое придает себе человек и в настоящее время. Идеал свободного
существа не должен быть, однако, целью человека; не из личной свободы вытекает
долг воскрешения, а из сего последнего должна произойти свобода, без исполнения
же этого долга свобода даже невозможна. Наше отличие от Запада в том и
заключается, что Запад на первый план ставит всегда себя, свою личную свободу.
Но нет достоинства добывать жизнь для себя, для своей драгоценной личности, и
защищать свою личную свободу, всякий зверь так поступает. И какую ценность
может иметь жизнь и свобода, если homo homini lupus26.

У нас искренно или неискренно оправдывают свое личное
существование необходимостью его для детей. Но что это за апо­феоз поденщины
эфемерного существования; даже с точки зрения личной, эгоистической свободы
такое определение неудовлетво­рительно.

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто не только жизнь и
свободу добывает трудом, но и самые орудия добывания их, сло­вом, весь он есть
плод собственного труда, т. е. полная свобода, самодеятельность тождественна
бессмертию. И только к такому идеалу, т. е. к бессмертию, и мог прийти Запад,
оставаясь при своей измене общему долгу. Со стороны нынешних людей, мечтающих
вывести свое потомство в бессмертные, эта мечта может показаться
самопожертвованием; на самом же деле только тот способен мечтать о бессмертии
для других, покупаемом ценой смерти многих поколений, кто и сам способен
принять такое бессмертие. Но бессмертие без воскрешения невозможно физически,
если бы даже оно и было возможно нравственно; оно невозможно, без воскрешения
так же, как невозможно быть микрокосмом, не умея управлять и воссоздать
мегакосм или макрокосм. Только такие пассажиры большого парохода могли бы
создать себе, в случае нужды в том, каждый свой малый пароходик, если бы они
были экипажем и строителями большого парохода. Точной так же нужно уметь
управлять землей и до известной степени воссоздавать ее из того космического
материала, из коего она образовалась и, вероятно, продолжает строиться, чтобы
каждый мог быть независимым от земли микрокосмом или подобием ее в малом виде.
Еще менее возможно воссоздание своего организма без восстановления организмов
своих родителей, от коих человек произошел и кои в себе носит. Нравственную же
невозможность бессмертия без воскрешения необходимо доказывать только Западу,
не считающему измену за порок. Тот не достоин жизни и свободы, кто не возвратил
жизни тем, от коих ее получил. Итак, те, которые, отыскивая свободу, и не
добровольно, а по неизбежной необходимости, восстановляют жизнь предков, не
могут быть названы действующими нравственно, полагающими в основу своего дела
истинно нравственное начало.

Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Т. I // Сочинения. М.,
1982.1 С. 430—431

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ