Н. П. ОГАРЕВ :: vuzlib.su

Н. П. ОГАРЕВ :: vuzlib.su

7
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Н. П. ОГАРЕВ

.

Н. П. ОГАРЕВ

Искусство — явление историческое, следственно, содержание
его общественное, форма же берется из форм природы. Для того чтобы оправдать
теорию «искусства ради искусства», надо сказать, что форма исчерпывает задачу,
что форма все, а содержание равнодушно. Русско-немецкие мыслители очень
напирают на об­щечеловеческое содержание в противоположность общественному. Тут
опять название играет роль понятия и, как всякое мнимое поня­тие, выражает
неопределенность и пустоту. Что такое общечелове­ческое? Общее всем людям? т.
е. просто: человеческое. Да с знаме­нитого homo sum et nihil humanum a me
alienum puto* — все, что входит в человеческую деятельность, есть человеческое
или обще­человеческое; под это название подходят равно явления и отноше­ния
общественные, и отношения лица к лицу, и лица к природе и необходимости. Мысль
и чувство — совершенно общечеловече­ские явления и совершенно общественные,
потому что человек не в стаде немыслим; даже грустное чувство, возбуждаемое
отшельничеством, основано на оторванности от стада. Отличи­тельно человеческое
— это сознание; а сознание равно может про­являться и в искусстве, и в науке, и
в жизни, т. е. в устройстве ста­да. Сознание есть понимание отношений,
выраженное мыслью, т. е. словом; понятие отношений, будь оно понятие аналогии
или разнородности предметов, всегда сводится на уравновешивание, на понятие
меры, гармонизирование и потому не обходится без коли­чественной категории.
Приведение в меру (гармонизирование) в науке есть отыскание закона известных
отношений, будь это закон аналогии или разницы, совпадения или расторжения,
жизни или смерти. В искусстве гармонизирование есть отыскание красоты
отношений, будь это красота жизни или смерти, блаженства или ужаса.

Сознание, не дошедшее до степени понятия, мысли, есть чувст­во.
В науке чувство не имеет места, потому что предмет и цель науки — понятие,
теория. В искусстве чувство имеет место, пото­му что предмет и цель его —
красота, изящное, для которого достаточно впечатления, без теории. Наука —
понятие о приро­де, искусство — подражание природе. Наука — воспроизведение
действительности в понятии; искусство — воспроизведение дейст­вительности в
подражании.

Но сознание, равно на степени понятия или чувства, совер­шается
посредством чувств, есть явление физиологическое. Поэ­тому искусство имеет
физиологические отделы: искусство слуха, искусство зрения и общее искусство,
искусство мысли, слова, т. е. музыка, живопись и поэзия. Как все в природе, ни
одно искусство не обходится без количественной категории, требует меры, изящ­ного
гармонизирования отношений. Отношения звуков составляют собственно гармонию;
отношение линий — образы; поэзия вме­щает и то, и другое + мысль — в слове.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ