ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Г. БАШЛЯР
.
Г. БАШЛЯР
Еще в начале нашего века стали появляться философы, которые,
похоже, хотели бы обвинить науку во всех смертных грехах, сравнивая ее с
пресловутым джинном, выпущенным из бутылки. Мне представляется, когда мы судим
об ответственности науки, опираясь на этот привычный (и я добавил бы —
фальшивый) образ неких разбуженных и неуправляемых сил, то это свидетельствует
скорее о том, что мы плохо представляем себе действительную ситуацию человека
перед лицом науки. Усугубляет ли наука драму человеческого бытия? Ведь на
протяжении последних столетий люди видели в прогрессе науки проявление
гуманного начала, испытывали доверие к ней. Так какого же могущества надо было
достичь, чтобы изменилась эта философия? Возможно, существует в истории
какая-то точка, обратившись к которой мы лучше поймем причину указанного
искажения человеческих ценностей?
Чтобы ответить на эти вопросы, я думаю, нам следует прежде
всего разобраться в проблеме ценностей, в их сложной иерархии;
только в этом случае мы поймем, почему и в современную эпоху
наука продолжает сохранять свою притягательность, передаваясь как некое
призвание из поколения в поколение.
То есть с самого начала я хотел бы подчеркнуть следующее
обстоятельство. Пока мы не признаем, что в глубинах человеческой души
присутствует стремление к познанию, понимаемому как долг, мы всегда будем
склонны растворять это стремление в ницшеанской воле к власти. И следовательно,
по-прежнему будем обвинять науку во всех грехах, истоки которых, конечно же, не
в стремлении к познанию как таковому, но в стремлении ко злу и в желании
прибегнуть к оружию. Возлагать на науку ответственность за жестокость
современного человека — значит переносить тяжесть преступления с убийцы на
орудие преступления. Все это не имеет отношения к науке. Анализ человеческого
сознания не должен приводить нас к обвинению научных методов, а должен быть
сосредоточен на изучении стремления к могуществу. Мы только уйдем в сторону от
существа проблемы, если будем перекладывать на науку ответственность за извращение
человеческих ценностей.
Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. С. 328—329
.