М. М. БАХТИН :: vuzlib.su

М. М. БАХТИН :: vuzlib.su

51
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


М. М. БАХТИН

.

М. М. БАХТИН

Целое называется механическим, если отдельные элементы его
соединены только в пространстве и времени внешнею связью, а не проникнуты
внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и
соприкасаются друг с другом, но в себе они чужды друг другу.

Три области человеческой культуры — наука, искусство и жизнь
— обретают единство только в личности, которая приобща­ет их к своему единству.
Но связь эта может стать механической, внешней. Увы, чаще всего это так и
бывает. Художник и человек наивно, чаще всего механически соединены в одной
личности; в творчество человек уходит на время из «житейского волненья» как в
другой мир «вдохновенья, звуков сладких и молитв». Что же в результате?
Искусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего
отвечать за жизнь, кото­рая, конечно, за таким искусством не угонится. «Да и
где нам,— говорит жизнь,— то — искусство, а у нас житейская проза».

Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Нет
между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в един­стве личности.

Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности?
Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я
должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось
бездейственным в ней. Но с ответствен­ностью связана и вина. Не только понести
взаимную ответствен­ность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга.
Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек
жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность
и несерьезность его жизненных вопросов. Личность должна стать сплошь
ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном
ряду ее жизни, но проникать друг друга в единстве вины и ответственности.

И нечего для оправдания безответственности ссылаться на
«вдохновенье». Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнорируется
жизнью, не вдохновенье, а одержание. Правильный, не самозваный смысл всех
старых вопросов о взаимоотноше­нии искусства и жизни, чистом искусстве и проч.,
истинный пафос их только в том, что и искусство и жизнь взаимно хотят облегчить
свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за
жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством.

Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в
единстве моей ответственности.

Бахтин М. М. Искусство и ответствен­ность II

 Литературно-критические ста­тьи. М.. 1986. С. 3—4

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ