1. Сущность и назначение человека :: vuzlib.su

1. Сущность и назначение человека :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1. Сущность и назначение человека

.

1. Сущность и назначение человека

1 Надпись на пропилеях святилища Лето на Делосе.— 9

2 По Н. Кузанскому, бесконечность совпадает с единством. —
10

3 …держит волка за уши…— поговорка, характеризующая
трудное положе­ние.-12

4 Овидий. Любовные элегии. Ill, II, 39 (пер. С.
Шервинского).- 12

5 Ср.: Эзоп. Басни. 100.— 13

6 Платон. Тимей. 69 С.— 14

7 См.: Гомер. Илиада. VIII, 247; Овидий. Метаморфозы, 1,
178. — 14

8 Petitio principii (лат.) — ошибка в доказательстве,
состоящая в допущении недоказанной предпосылки.— 44

9 A strange story (англ.) — странная история.— 45

10 Diamon (лат.; греч.), Daimonion — демон, божество. Так
называл Сократ свой «внутренний голос», предостерегавший его от неправильных
поступков.— 48

11 Тема мучительных поисков нравственного идеала в
приобщении к естествен­ной жизни народа, к природе проходит через все
творчество Л. Н. Толстого. При этом в его творчестве сильны
христианско-морализяторские тенденции, что и отмечает Н. А. Бердяев.— 50

12 Эгоцентризм — отношение к миру, характеризующееся
сосредоточенностью на своем индивидуальном «Я». В философии эгоцентрическая
позиция ведет к солипсизму, в этике — к индивидуализму, эгоизму. — 51

13 Тоталитаризм (от позднелат. totalis — весь, целый,
полный) — одна из форм авторитарного государства, которая характеризуется его
полным (тоталь­ным) контролем над всеми сферами жизни общества.— 52

14 Век Августа имеется в виду время правления римского
императора Августа (63 до и. э. — 14 н. э.), сосредоточившего в своих руках
огромную власть, но при этом сохранившего традиционные республиканские
учреждения.-52

15 Век Людовика XIV (1638—1715)- на период правления этого
короля (1643-1715) приходится расцвет французского абсолютизма. Легенда приписы­вает
Людовику XIV изречение: «Государство—это я».—52

16 Рецепторы (физиол.) — окончания чувствительных нервных
волокон или специализированные клетки сетчатки глаза, внутреннего уха и других
органов чувственного восприятия, преобразующие внешние раздражения в нервное
воз­буждение, передаваемое в центральную нервную систему. — 59

17 Эффекторы (филиол.) — конечные элементы рефлекторной
дуги, изменение состояния которых служит показателем осуществления рефлекса
(например, сокращение мышцы, выделение секрета железой и т. д.). — 59

18 Кассирер определяет человека как «животное, созидающее
символы». Разнообразные сферы культуры, обозначаемые как «символические формы»
(язык, миф, религия, искусство, наука, история), рассматриваются им как само­стоятельные,
не сводимые друг к другу образования. — 59

19 Cassirer E. Die Begriffsform im mythischen Denken.
Leipzig, 1921. — 60

20 Pars pro toto (лат.) —часть вместо целого. — 60

21 Animal rationale (лат.) — животное рациональное. — 60

22 Animal symbolicum (лат.) —животное, творящее символы. —
60

23 Ковентри — город в Великобритании, разрушенный во второй
мировой войне гитлеровской авиацией. С тех пор руины готического собора XIV в.
сохранены нетронутыми, как свидетельство фашистского варварства. — 65

24 Пайдейя (греч.) — воспитание, культура.— 71

25 Эллинизм — период в истории стран Восточного
Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н. э. (подчинения Египта Риму). Борьба за
власть между диадохами (полководцами) привела к образованию на месте державы
Александра Ма­кедонского нескольких государств, политический строй которых
сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса.
Культура элли­низма представляла синтез греческих и местных восточных культур.—
71

26 «Бытие и время» (1927) — основное сочинение М.
Хайдеггера.— 74

27 Existentia и essentia (лат.) —существование и
сущность.—74

28 Dasein (нем.) — существование, определенное бытие,
наличное бытие, здесь-бытие.— 74

29 Плиоцен — верхнее подразделение толщи горных пород
геогеновой системы, соответствующее последней эпохе неогенового периода
геологической истории

Земли.— 76

30 Pari passu (лат.) — в том же ритме, параллельно,
одновременно. — 78

31 Тангенциальный прирост— изменение угла касательной.—78

32 Радиальное — лучевое, расположенное по радиусу. В книге
Тейяра де Шардена речь идет о радиальной энергии.— 78

33Онтогенез — индивидуальное развитие организма,
совокупность преобразо­ваний, претерпеваемых организмом от зарождения до конца
жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).—79

34 Здесь Тейяр подошел к идее генезиса сознания на базе
раннесоциальных структур, но потерпел неудачу в силу недостатков своей
методологии. Он при­знает, что появление сознания каким-то образом есть
результат возрастания мате­риальной сложности, но в то же время отмечает
(«парадокс человека»), что анатомическое отличие человека от других антропоидов
выражено несравненно слабее, чем его «умственное превосходство». Допуская
межиндивидуальное про­исхождение мысли, Тейяр не может сделать решающего шага к
разъяснению этой межиндивидуальности, поскольку у него отсутствует трудовая
теория антро­погенеза. В результате он вынужден отказаться от анализа «более
глубоких при­чин, направляющих всю игру», и скрыться под «феноменалистским
покрывалом»: ему представляется достаточным позволить читателю поместить под
факты гене­зиса сознания и интеракции любое онтологическое строение мира.
«которое ему заблагорассудится», то есть как материалистическое, так и идеалистическое.—
80

35 М. Шелер выделяет в «европейском культурном круге» пять
«основных идей о человеке». Помимо тех трех, о которых идет речь ниже, он
ставит в этот же ряд концепции Т. Лессинга, Л. Клагеса, П. Альсберга, Л.
Болька, Д. X. Керлера и Н. Гартмана. Оставив в экспозиции данной работы лишь
традиционные концеп­ции, он придает совершенно иной масштаб своим
рассуждениям.— 81

36 Вероятно, имеется в виду так называемый «голубой трубач»
(Stentor coerulens).- 82

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ