Раздел шестой. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ :: vuzlib.su

Раздел шестой. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ :: vuzlib.su

7
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Раздел шестой. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

.

Раздел шестой. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

 I. Чем определяется ход истории?

1 …совсем обнаженные…—как борцы в палестре. — 145

2 terra incognita (лат.) — неизвестная земля.— 146

3 toolmaking animals (англ.) — животные, изготовляющие
орудия. — 167

2. Историческая необходимость и свободная сознательная
деятельность людей

4 Эномотии в спартанском войске — подразделения из 25—36
человек, связан­ных взаимной клятвой.— 170

5 Триады — полразделения из 30 человек. — 170

6 Сиссити — совместные трапезы у спартанцев. — 170

7 Эфоры — коллегия из 5 человек, выбиравшаяся на один год.
Первона­чально выполняла, по-видимому, судейские функции, а позднее — функции
над­зора и контроля. Узурпировала даже часть царской власти.— 170

8 Совет старейшин (или герусия) — из 28 членов. Вместе с
двумя царями

совет был высшим органом власти в Спарте.— 170

9 Этот инцидент показывает полный контроль афинского
народного собра­ния над исполнительной властью.— 171

10 Т. е. не был отрешен от должности.— 171

11 Этим качеством в высшей степени обладал Фемистокл. — 172

12 Имеется в виду не только патриотизм, но и готовность
аристократов (таких, как Кимон, Перикл, Клиний) сотрудничать с демосом.— 172

13 Ср. I, 140—144 и II, 13, 9.— 173

14 Ср. IV, 28, 2.— 173

15 Ср. речь Клеона (III, 40, 4).— 174

16 Ср. слова Клеона (III, 37, 2).— 174

17 Неясно, кого имеет в виду Перикл; во всяком случае — не
крайних олигар­хов.- 174

18 Обычная сентенция: ср., например, Soph. Phil. 1316—1317.
— 174

19 Некоторые полагают, что эти слова написаны Фукидидом уже
после ката­строфы 404 г. (ср.: Gomme A. W., II, 178). — 174

20 Алкивиад повторяет эту мысль, относя ее к самому себе.—
174

21 Возможно, здесь автор имеет в виду Спинозу.— 180

22 Amor intelleclualis Dei (лат.). Интеллектуальная любовь к
богу. (См.: Спи­ноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 610).
— 195

23 Иксион — царь Фессалийских лапифов, осужденный за
оскорбление Геры вечно вращаться на огненном колесе.— 199

24 А. И. Герцен имеет в виду стихотворение Баратынского,
начинающееся

словами: «Предрассудок! Он обломок давней правды».— 203

25 Libre arbitre (франц.) — свободная воля; свобода воли.—
206

26 Homo homini lupus est (лат.)—человек человеку волк
(Плавт).—207

27 Минерва — в римской мифологии богиня — покровительница
ремесел и искусств. С конца 3 в. до н. э. Минерва, отождествленная с греческой
богиней Афиной, почиталась также как богиня войны и государственной мудрости.—
210

28 Катедер-социалнзм — разновидность буржуазного социализма;
возник в

Германии в 60—70 гг. XIX в.— 216

29 «Phanomenologie des Geistes» — «Феноменология духа», одна
из основных

работ Гегеля.— 217

30 Утилитаризм — принцип оценки всех явлений только с точки
зрения их

полезности, возможности служить средством для достижения
каких-либо целей. Основанное Бентамом позитивистское направление в этике,
считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков, в
XIX в. получило широкое распространение в Великобритании.— 226

31 Пария — представитель одной из «неприкасаемых» каст в
Южной Ин­дии.— 226

32 Инка — первоначально индейское племя языковой семьи
кечуа, обитав­шее в XI—XIII вв. на территории современного Перу. Инки —
создатели одной из древних цивилизаций в Южной Америке.— 226

33 Авраам — мифический родоначальник евреев, в библейской
мифологии отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву
богу, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.— 230

3. Личность и социальные общности как субъекты исторического
процесса

34 Термин «полития» обыкновенно употребляется для
обозначения республиканского строя, преимущественно демократического.— 234

35 Эпигамия — право браков между гражданами двух государств,
утверждае­мое особым договором.— 235

36 Моисей — в библейской мифологии предводитель израильских
племен,

призванный богом Яхве вывести израильтян из египетского
рабства сквозь расступившиеся воды «Чермного» (Красного) моря. На горе Синае
бог дал Моисею скрижали с 10 заповедями. У иудаистов, мусульман и христиан
Моисей — пророк.— 239

37 В поэме Г. Гейне «Атта Тролль» медведь Атта Тролль (в
котором Гейне сатирически изобразил немецких мелкобуржуазных радикалов)
представляет себе бога — творца мира в виде огромного снежно-белого медведя.—
246

38 Volens nolens (лат.) — хочешь не хочешь.— 246

39 В «Философии истории» Гегель, рассматривая рабство как
несправедливое состояние, вместе с тем утверждал, что оно является необходимым
моментом для перехода к более высокой ступени развития общества.— 246

40 Нарциссизм — термин психоанализа. Происходит от имени
Нарцисса — в греческой мифологии прекрасный юноша. Отверг любовь нимфы Эхо, за
что был наказан Афродитой: влюбился в собственное отражение в воде (отсюда выра­жение
«самовлюбленный Нарцисс») и умер от неразделенной страсти. Превра­щен богами в
цветок.— 255

41 Солипсизм — крайняя форма субъективного идеализма,
признающая несом­ненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая
все остальное существующим лишь в его сознании.— 256

42 Man (нем.) — неопределенно-личное местоимение. У М.
Хайдеггера — мир безликого неистинного существования.— 261

43 Эрос — любовь. У Платона и в платонизме — побудительная
сила духов­ного восхождении, эстетический восторг и экстатическая
устремленность к созер­цанию идей истинно сущего, добра и красоты.— 262

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ