АРИСТОТЕЛЬ :: vuzlib.su

АРИСТОТЕЛЬ :: vuzlib.su

57
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


АРИСТОТЕЛЬ

.

АРИСТОТЕЛЬ

1. Широта взгляда на Аристотеля. Аристотель изложен у
Диогена Лаэрция слишком сжато и кратко, местами невразумительно. Однако к
несомненным заслугам Диогена Лаэрция относится то, что у Аристотеля он нашел не
только теорию истины, но и теорию вероятности, причем обе эти проблемы он
поставил на одной плоскости, не подчиняя одну другой (V 28). Диоген находит
нужным упомянуть даже о «Топике», которая для него, по-видимому, не
менее важна, чем «Метафизика» (V 29). Диоген Лаэрций правильно
подметил также, что у Аристотеля созерцательная жизнь предпочтительнее других
форм жизни, деятельной и усладительной (V 31). Мимо Диогена не прошла также та
пестрота и то разнообразие жизни, которое Аристотелем созерцается и вызывает у
Аристотеля глубокое удовлетворение (V 30), хотя с приматом созерцания это
объединяется не так просто.

2. Неточность отдельных утверждений. Остальные фразы,
которыми Диоген Лаэрций характеризует Аристотеля, не очень точны и слишком
кратки. В аристотелевском боге, например, Диоген Лаэрций находит только
бестелесность, неподвижность и провидение (V 32). Здесь, по-видимому, Диоген
имеет в виду учение Аристотеля о космическом уме, но тогда указанные для него
признаки чрезвычайно односторонни, остаются неразъясненными и не отражают
взгляда Аристотеля хотя бы в некотором виде адекватно. Эфир в качестве пятого
элемента указан у Диогена правильно, но почему Аристотель приписывает эфиру
кругообразное движение – об этом ничего не сказано (там же). Почему-то Диоген
особое внимание обращает на разработанность физики у Аристотеля (там же). Это,
конечно, неверно, так как метафизика, этика, логика и биология изложены у
Аристотеля гораздо более подробно, чем чисто физическое учение. Добрался Диоген
Лаэрций даже до такой трудной категории у Аристотеля, как энтелехия.

Однако к характеристике энтелехии он говорит только то, что
она свойственна «бестелесному эйдосу» (V 33). Но в аристотелевской
энтелехии, как известно, имеется и многое другое кроме «бестелесного
эйдоса». Об этом у Диогена ни слова.

Таким образом, изложение учения Аристотеля у Диогена
касается кое-чего такого, что для Аристотеля характерно, но самой сути
аристотелизма Диоген Лаэрций себе все-таки не представлял.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ