ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ :: vuzlib.su

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Великий труд первого в истории полноправного политолога и
политического психолога Н. Макиавел­ли «Государь» является одним из самых
замечательных образцов политико-психологического анализа проблем политического
лидерства и, одновременно, эффектив­ным до сих пор руководством по
политическому искус­ству управления людьми. Среди всего прочего, в этой работе
прекрасно описаны и раскрыты закулисные психологические механизмы политического
поведения монарха («тирана»), использование которых, по мне­нию автора, не
просто оправдано, но даже часто необ­ходимо в кризисные времена.

В целом, относительно природы людей Н. Макиа­велли был
невысокого мнения: «О людях в целом мож­но сказать, что они неблагодарны и
непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет
нажива». Люди, считал Н. Макиа­велли, по природе своей иррациональны и
эгоистичны, и потому для достижения целей их, то есть, обществен­ного, благополучия
не может быть и речи о выборе средств: цель оправдывает любые средства. Н.
Макиа­велли был верным сыном своей эпохи и достойным учеником отцов-иезуитов.
«Цель оправдывает средст­ва» — этот известный девиз основателя ордена иезуи­тов
Игнация Лойолы стал общепризнанным для поли­тиков той эпохи. Н. Макиавелли так
развивал этот принцип: «Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и
лисе. Лев боится капканов, а лиса — вол­ков, следовательно, надо быть подобным
лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть вол­ков».

Однако, при всем иезуитском цинизме своих на­ставлений, Н.
Макиавелли не забывал и о простых людях — подданных государя: «Государь должен
сле­дить за тем, чтобы не совершить ничего, что могло бы вызвать ненависть или
презрение подданных. Если в этом он преуспеет, то свое дело он сделал, и прочие
его пороки не представят для него никакой опасности».

Макиавеллевские образы «льва» и «лисицы» не просто стали
нарицательными в практической и тео­ретической политической психологии. Эти
живые и крайне образные понятия не потеряли актуальности до сих пор. Они широко
используются и в практической политике, и в имиджелогии — выстраивании выгодно­го
образа политика.

Кроме, так сказать, «стандартных» вопросов, свя­занных с
человеческой природой, психологией и, со­ответственно, с политическим
поведением определен­ных типов людей, Н. Макиавелли касался и более сложных
вопросов массовой психологии в политике, рассматривая «острые социальные
схватки» в кризис­ном обществе. Более сложными эти вопросы надо при­знать хотя
бы потому, что во времена Н. Макиавелли, как и его предшественников, еще не
было «масс» в со­временном смысле слова. Плотность расселения людей была
такова, что любая «масса» редко превосхо­дила несколько десятков, максимум,
сотен человек. Тем не менее, к примеру, он совершенно прозорливо писал:
«Глубокая и вполне естественная вражда, …по­рожденная стремлением одних
властвовать и нежеланием других подчиняться, есть основная причина всех неурядиц,
происходивших в государстве». И объяс­нял: «Ибо в этом различии умонастроений
находят себе пищу все другие обстоятельства, вызывающие смуты в республиках».

Иными словами, Н. Макиавелли противопоставлял кризисное
общество (в котором одни стремятся власт­вовать, а другие не желают подчиняться
— обратим внимание, как это похоже на ленинские признаки рево­люционной
ситуации, когда «верхи» не могут (хотя, безусловно, тоже стремятся), а «низы»
не хотят) — об­ществу стабильному (в котором одни властвуют, а дру­гие
подчиняются), и искал корни их различий в разных психологических состояниях
значительных масс людей, образующих общество. По его мнению, сам исторический
процесс, включая смену форм госу­дарственности, обычно и происходит под
влиянием «непреложных жизненных обстоятельств», под воздей­ствием «непреложного
хода вещей», в котором преж­де всего и проявляются действия людей, в частности,
«охваченных определенными настроениями». Обра­тим внимание, насколько анти
фаталистична позиция Н. Макиавелли на фоне своей эпохи, насколько она, если
можно так выразиться, «гуманистична» — разу­меется, в политико-психологическом
смысле. Отделив реальную политику от морали и религии, один из ро­доначальников
всех политических наук первым начал исследовать собственно политические
процессы и, ес­тественно, не смог миновать политическую психо­логию.

Однако, разумеется, вследствие недостаточного развития
общего уровня общественных наук того вре­мени, даже такой гений как Н.
Макиавелли смог толь­ко описать отдельные внешние стороны некоторого ряда
политико-психологических явлений, до конца не объяснив действие их внутренних
механизмов. Одна­ко уже то, что он сделал, было для своего времени ге­ниальным
прорывом в политической науке.

«Государь» Н. Макиавелли не просто актуален по­ныне — он
является настольной книгой для целого ряда политиков (особенно, из числа
начинающих). Хотя надо иметь в виду и другое. По своей сути, макиавеллевский
«Государь» был и остается руководством по совершенно реальному, конкретному и
практическому политико-психологическому порабощению людей. И совершен­но не случайно
термин «макиавеллизм» до сих пор ис­пользуется для обозначения всего самого
хитрого, двуличного и неискреннего, что есть или хотя бы мо­жет быть в реальной
политике. Он обозначает способ политической деятельности, не пренебрегающий
ника­кими средствами ради достижения поставленной поли­тиком перед собой цели —
обычно, цели властвования над людьми.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ