ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Типология Д.М. Бернса
.
Типология Д.М. Бернса
Д.М. Бернс в качестве критерия своей типологии лидерства
брал взаимоотношения лидеров и ведомых, то есть, людей с различным властным
потенциалом и разной мотивацией. Он различал два типа такого взаимодействия и,
соответственно, два типа лидерства: «трансформационное» и «трансдейственное».
«Трансформационное лидерство» имеет место в случае, когда
индивиды в процессе взаимодействия как бы поднимают друг друга на более высокий
мотивационный уровень, что отражается как в поведении, так и в этических
ожиданиях и лидера, и ведомых. Это — динамичное лидерство, в ходе которого
лидер формирует мотивы, ценности и цели ведомых. Они же, в свою очередь,
начинают действовать активнее и эффективнее. Лидеры выполняют образовательную
функцию, формируя и изменяя мотивы, ценности и цели подчиненных. Процесс такого
«трансформационного лидерства» предполагает, что, независимо от возможного
первоначального различия интересов, индивиды реально или потенциально
объединяются для достижения некой высшей цели, реализация которой требует серьезного
изменения и интересов, и поведения как лидера, так и ведомых.
Д.М. Берне различал следующие виды трансформационного
лидерства:
а) интеллектуальное — своеобразный аналитико-нормативный
ответ на насущные нужды общества. Это лидерство может генерироваться только
внутри общества, катализатором же, который конвертирует обобщенные нужды в
специфические интеллектуальные идеалы, является конфликт (примеры: Робеспьер,
Дж. Мэдисон, В. Вильсон, Ф.Д. Рузвельт);
б) реформаторское — лидерство одновременно
«трансдейственное» по процессу и результату (об этом дальше) и «трансформационное»
по духу. Это достаточно неблагодарное лидерство, так как типичные реформаторы,
в целом, обычно принимают существующие социально-политические структуры и
отталкиваются от них, что ведет к компромиссному и инерционному реформированию
уже существующих институтов. В конечном итоге, в принципе, «коренные
изменения совершаются политиками, чьи политические амбиции преграждаются
реформами»;
в) революционное: не будем описывать общеизвестные функции
и цели лидеров-революционеров. Остановимся на политико-психологических
характеристиках лидерства такого типа. Это абсолютная преданность делу, сильное
чувство призвания, обращение к нуждам и ожиданиям масс, драматичный конфликт,
идеал переустройства общества в лидерском варианте, «черно-белое» видение
мира («вера в ангелов, дьяволов и Спасение») и т. д. Для революции необходим
«пророк» а также институциональная поддержка и коллективное лидерство;
г) героическое = харизматическое по М. Веберу. Это лидерство
отличается верой в личность лидера независимо от его качеств, опыта и конкретных
взглядов. Для него типична уверенностью в способности лидера преодолевать
препятствия и разрешать кризисы, готовность делегировать ему власть в кризисное
время; прямая массовая поддержка (аплодисменты, письма и т. п.) и отсутствие конфликта
между лидером и ведомыми. Люди проектируют свои эмоции, агрессивность, страхи и
надежды на социальный объект в поисках хотя бы символического разрешения своих
проблем. Индивидам нужен лидер для идентификации с кем-либо более могущественным,
чем они, а лидеру нужны ведомые для удовлетворения своих личных мотивов.
Именно герои символизируют идеи и персонифицируют движения.
«Героическое лидерство» обычно возникает в кризисные
времена, когда на фоне массового политико-психологического отчуждения и социальной
атомизации перестают, распадаясь, функционировать институциональные механизмы
разрешения конфликтов, власть теряет свою прежнюю легитимность, а прежние традиции
резко ослабевают. Эта мысль Бернса аналогична уравнению, приведенному Д.
Растоу:
Л (легитимность) = традиционная Л + рациональная Л +
харизматическая Л
Чтобы сумма осталась неизменной, уменьшение одного
слагаемого должно компенсироваться возрастанием других: в кризисное время
лидеру необходима повышенная харизматическая легитимность.
«Трансдейственное» лидерство возникает в случае, когда один
человек проявляет инициативу в контактах с другими с целью обмена ценностями
(экономическими, политическими, психологическими и т. д.). Такие отношения
напоминают сделку и прекращаются после достижения сторонами необходимых целей,
так как лидера и ведомых в таких случаях не объединяют никакие более высокие
идеалы.
Д.М. Берне рассматривал несколько типов подобного
лидерства:
а) лидерство мнений, целями которого являются мобилизация
мнений через обращение к желаниям и потребностям граждан, агрегация этих
мнений и их выражение на выборах;
б) групповое лидерство, осуществляющееся одновременно в
интересах и лидера, и группы. В этих случаях лидер помогает группе так осознать
свои потребности, формирует ожидания и формулирует требования, что становится
лидером даже не конкретной малой группы, а целой группы интересов;
в) партийное лидерство, при котором лидер стремится
мобилизовать определенные социальные, экономические и психологические ресурсы
для удовлетворения требований своих ведомых. Такое лидерство является
«трансдейственным», но в нем заложен и серьезный «трансформационный» потенциал;
г) законодательное лидерство, которое выполняет функции
своеобразного мониторинга, «инициативы трансдействий», разрешения противоречий
и как бы сортировки политического «дебета» и «кредита». Д.М. Берне выделяет
следующие роли «законодательного типа лидера» (естественно, что это — «чистые»
роли, и каждый политик может исполнять несколько таких ролей одновременно):
• идеолог — выступает за доктрины, которые могут быть широко
поддержаны в конкретном, определенном округе, или же каким-либо конкретным
меньшинством электората;
• трибун — рассматривает себя в качестве представителя
жителей своего округа, или же всего населения, и «связующего звена» между
правительственными действиями и ожиданиями граждан. «Трибуны» считают себя
знатоками и защитниками общественных интересов, нужд и требований;
• карьерист — рассматривает свою карьеру в законодательном
органе как самоценность и как ступеньку к более высокому посту;
• парламентарий — выполняет одну или сразу обе следующие
роли: а) специалист (эксперт в области парламентских процедур) и б)
институционалист (стремящийся к сохранению парламентского института в целом);
• брокер — считает, что он играет «необходимую роль
посредника» между антагонистическими законодателями, балансируя интересы всех
сторон, усмиряя конфликт и создавая «законодательное единство»;
• верноподданный — доверенное лицо сильной партии;
• генерализаторы (стратеги) — работают над широкой
программой, обычно партийной;
• специалисты по политике —- концентрируют свое внимание
обычно на одной проблеме;
д) исполнительное лидерство — выделяется в самостоятельный
тип, так как не имеет надежной политической и институциональной поддержки, а
зависит, в основном, от личности лидера (его таланта, характера, престижа) и
бюрократических ресурсов (кадры и бюджет). Если партийные лидеры могут
мобилизовать широкую политическую поддержку и активизировать политические
настроения в пользу партии, то парламентские лидеры могут опираться на
парламент и свои округа, а в арсенале инструментов исполнительных лидеров —
обращение к общественному мнению при невозможности его формирования, активизации
и направления в нужное русло. Исполнительное лидерство необходимо в кризисных
ситуациях, так как оно наиболее эффективно при достижении краткосрочных и
конкретных целей.
.