МАССОВЫЕ НАСТРОЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА (понятийный анализ) :: vuzlib.su

МАССОВЫЕ НАСТРОЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА (понятийный анализ) :: vuzlib.su

14
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


МАССОВЫЕ НАСТРОЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА (понятийный анализ)

.

МАССОВЫЕ НАСТРОЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА (понятийный анализ)

Начнем с того, что если массовые настроения яв­ляются
реальным фактором политических процессов, то их наиболее адекватное
теоретико-концептуальное осмысление должно начинаться в рамках политической
науки. Специальный анализ позволяет выделить сле­дующие основные, причем
традиционные понятия и категории этой науки, связанные с массовыми полити­ческими
настроениями: политическое сознание, поли­тическая культура, политическое
поведение. Через них массовые настроения соотносятся с политической сис­темой и
отдельными ее компонентами.

В общем виде такой подход созвучен распростра­ненной точке
зрения: еще согласно М. Гравиц, в част­ности, «политическую науку можно
определить как изучение того, как люди используют институты, регу­лирующие их
совместную жизнь, и изучение идей, приводящих в движение людей… Можно
сказать, что в предмете политической науки тесно переплетены идеи, институты и
люди».

Анализ исследований политического сознания по­зволяет
выявить его взаимосвязи с политическими настроениями. В отечественной науке
распростране­на трактовка политического сознания как, в широком смысле,
массового сознания общества по отношению к вопросам, имеющим политическое
значение как по актуальному содержанию, так и по возможным послед­ствиям. Такое
сознание включает в себя сознание «классических» групп социально-классового
характе­ра с присущими им определенными (групповыми) типами общественного
сознания, а также некоторые «иные типы сознания», присущие специфическим
множествам индивидов, объединяющих представите­лей различных групп, но в то же
время не имеющих отчетливо группового характера.

Главным таким «множеством» является масса, а одной из
ведущих «макроформ» функционирования ее сознания называются массовые
настроения. Послед­ние выступают в качестве стержня, «ядра», органи­зующего
«поля» массового сознания — широкие сово­купности образов, мнений, знаний,
волевых импульсов и т. п. Массовые политические настроения, по сути дела,
выступают в качестве одной из самых распро­страненных форм функционирования
массового поли­тического сознания на повседневном, обыденном уров­не. Согласно
ряду воззрений, это и есть определенное состояние сознания достаточно больших
множеств лю­дей, принадлежащих к той или иной социально-поли­тической
действительности.

Настроения, по оценке ряда отечественных и значительного
числа западных психологически и со­циологически ориентированных направлений,
явля­ются своеобразным предвестником такого важного компонента политического
сознания, как обществен­ное мнение. При специальном анализе становится
очевидным, что они являются одной из первых реак­ций политического сознания,
его первичным оценоч-иым, а иногда и непосредственно действенным ком­понентом.
В онтологическом плане это неотъемлемая часть феномена массового сознания, в
гносеологиче­ском же — субкатегория по отношению к данному понятию.

Анализ наиболее распространенных трактовок по­литической
культуры показывает: начиная от клас­сических западных работ по этой проблеме,
в нее включаются так или иначе объясняемые «субъектив­ные компоненты»—
«эмоциональные и оценочные ориентации». Сама же она в русле данной традиции
рассматривается большинством исследователей как «субъективная сторона политической
системы», как ее «социально-психологический момент», по природе «субъективный и
лежащий в основе политических действий». Обобщая взгляды представителей разных
течений, модно констатировать наличие трех видов связей между политической культурой
и массовыми политическими настроениями.

Во-первых, согласно большинству западных и оте­чественных
работ, политическая культура как более широкое явление, чем политическое
сознание, включа­ет последнее вместе с настроениями, выступающими в качестве
основы актуального политического созна­ния. Политические настроения служат в
определенной мере оценочным показателем включенности людей в политическую
культуру, отражая эффективность поли­тической социализации. Во-вторых, по
мнению ряда прежде всего отечественных исследователей, настрое­ния входят в
политическую культуру как не всегда осознаваемые компоненты прежних,
разрушенных или вытесненных вариантов политического сознания — в виде
социально-политической памяти общества, как наслоения прежних политических
систем, как элемен­ты традиций. В-третьих, согласно взглядам исследова­телей
политических идеологий, такие настроения вхо­дят в политическую культуру как
возможная основа будущих идеологических построений, как прообраз бу­дущего
политического сознания и, возможно, будущего варианта политической системы. В
методологиче­ском отношении массовые политические настроения и здесь выступают
как субкатегория по отношению к понятию политической культуры.

Изучение наиболее влиятельных концепций политического
поведения убеждает в том, что наиболее тесно массовые политические настроения
связаны именно с политическим поведением. Особенно на­стойчиво эта связь
отстаивается сторонниками пове­денческого направления в политологии.
Действитель­но, если «наиболее распространенной является оценка политического
поведения как любой формы участия в осуществлении власти (или противодействия
ее осу­ществлению)», то одним из самых существенных яв­ляется вопрос о движущих
силах и механизмах тако­го участия. Действия масс как субъекта политического
поведения в такой трактовке подчиняются закономер­ностям массовой психологии,
одним из важнейших компонентов которой являются настроения. Массовые
политические настроения выступают в качестве одно­го из существенных
механизмов, определяющих поли­тическое поведение: «…настроения, возбуждение,
убе­ждение масс должны проявляться и проявляются в действии». Согласно взглядам
многих исследовате­лей, первоначально сугубо внутренние субъективные
переживания, за которыми стоят объективные поро­дившие их условия, на
определенном уровне своего развития становятся силой, мотивирующей реальные
действия масс, направленные на изменение тех усло­вий, которые породили
некоторые настроения. В дан­ном случае связь также ясна: массовые политические
настроения рассматриваются как субкатегория и по отношению к понятию
политического поведения.

В рамках поведенческого направления общая кар­тина выглядит
следующим образом. Массовые поли­тические настроения, являясь одним из
глубинных компонентов политического сознания, существенной частью политической
культуры, через названные фено­мены, опосредуясь ими, действуют на людей,
вызывая то или иное политическое поведение. Роль массовых настроений состоит в
том, что это один из стержневых механизмов политических процессов, влияние кото­рого
прослеживается сквозным образом: от внешних условий, через их внутреннюю
оценку, через поли­тическое сознание и политическую культуру — на по­этическое
поведение.

Массовые настроения, как показывает анализ распространенных
теорий политической системы, тесно связаны с последней. Согласно ряду западных
и, в меньшей степени, отечественных направлений, власть как центральный элемент
политической системы вклю­чает не только политические институты и средства
принуждения, идущие «сверху», но и определенные механизмы подчинения, вызревающие
«снизу». Мас­совые настроения согласия подчиняться власти — один из таких
механизмов. Анализ показывает: в рам­ках наиболее распространенных в
современном мире типов политической культуры сам акт установления новой власти
или овладения новой политической си­лой прежними структурами власти требует, в той
или иной форме, согласия значительной части населения, наличия настроений в
поддержку новой власти. На­против, утрата власти связана с недовольством боль­шинства,
с развитием массовых оппозиционных на­строений.

Суммируя, можно заключить, что все основные компоненты
политической системы в той или иной степени связаны с массовыми настроениями.
Государ­ство — поскольку оно вынуждено считаться с такими настроениями и
включать в себя определенные инсти­туты воздействия на них. Политические партии
— по­скольку они формируются на основе и для выражения тех или иных достаточно
массовых настроений. Те же причины связывают с настроениями общественные
организации. Однако особое значение настроения имеют для такого важного
компонента политической системы, каким являются массовые
общественно-политические движения. Анализ показывает, что подав­ляющим
большинством исследователей возникнове­ние и развитие таких движений
связывается, прежде всего, с недостаточно осознанными, настроенческими
факторами.

Проведенная таким образом теоретико-методоло­гическая работа
демонстрирует: понятие «массовые политические настроения» вписывается в ряд
обще­принятых в политической науке понятий и категории. Рассмотрение как
субкатегории по отношению к ряду понятий свидетельствует об их общей роли в
развитии многих политических явлений. Массовые настроения относятся к
политико-психологическому пласту меха­низмов, которые связаны с политикой как
особой деятельностью значительных масс людей. Они обеспе­чивают политику как
деятельность со стороны ее субъекта.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ