Политическая психология малых групп :: vuzlib.su

Политическая психология малых групп :: vuzlib.su

3
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Политическая психология малых групп

.

Политическая психология малых групп

При исследовании политической психологии малых групп,
большую роль до сих пор играют разнообразные варианты социометрического метода,
разработанного еще Дж. Морено при исследовании политико-психоло­гических
последствий Первой мировой войны. Осно­ванные на косвенном опросе предпочтений
членов группы по отношению друг к другу, этот метод позво­ляет выявить неформальную
структуру группы, опрделить ее лидеров, ведомых, и даже «отверженных».

Особенно эффективны социометрические опросы для выявления
структуры партийных политических групп. Процедуры социометрического опроса
давно и подроб­но описаны в соответствующей литературе. Получае­мые в
результате этих опросов данные позволяют по­строить социометрическую матрицу и
социограмму групп, а также рассчитать ряд существенных показа­телей — индексов
групповой сплоченности, групповой экспансивности, а также групповой интеграции.

Многолетние социометрические исследования по­зволили выявить
несколько базовых законов, особенно отличающих функционирование политических
групп.

Во-первых, это так называемый социогенетический закон:
высшие формы организации групп вытекают из простейших. Хотите понять
политическую психологию всей партии — изучайте ее первичную организацию. Хотите
понять политическую психологию общества — исследуйте особенности образующих его
малых групп.

Во-вторых, социодинамический закон: в любой группе
привязанности распределены неравномерно. То есть, всегда есть лидеры и ведомые,
а также, по выра­жению самого Дж. Морено, «социометрический проле­тариат» —
«отверженные» или «парии».

В-третьих, закон социальной гравитации: сплочен­ность
индивидов в группе прямо пропорциональна их влечению, притяжению или
отталкиванию по отноше­нию друг к другу, и обратно пропорциональна про­странственной
дистанции между ними (при условии, что возможности для общения константны).

Социометрические методы в свое время были на­столько
популярны в социально-политической науке и практике, что их создатель Дж.
Морено предложил «простой способ» решения всех социально-политиче­ских проблем.
Для этого, утверждал он, надо всего лишь переформировать малые группы в
пределах стра­ны или даже всего человечества так, чтобы во вновь сформированные
группы входили только те люди, которых тянет друг к другу. «Социометрическая
револю­ция Морено придет на смену пролетарской революции Маркса!», —
резюмировал автор этой, прямо скажем, утопической идеи. Однако, при всем
утопизме таких глобальных проектов, социометрия продолжает играть полезную роль
в конкретных исследованиях.

Другим методом, позволяющим исследовать поли­тическую
психологию групп, обладающих выражен­ными политическими ценностями, является
метод построения их психосемантического пространства.

Используя варианты метода семантического диффе­ренциала Ч.
Осгуда, отечественные исследователи научились определять политические штампы и
клише в лексике новых российских партий. Изучая партий­ные документы публичного
характера, они сумели по­строить многомерную типологию сознания политиче­ских
активистов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ